Один на всех

07:00 — 14.03.2013

Один на всех

Автор фото: Коллаж Станислава Редошкина

Один на всех

07:00 — 14.03.2013

Педагоги и политики, врачи и ученые, бизнесмены и пенсионеры, журналисты и воспитатели… Что может объединять столь разных людей? Ну, скажем, завтрашний праздник, касающийся абсолютно всех, – 15 марта отмечается Всемирный день потребителей. По этому случаю в гостях у «НП» председатель правления Нижегородской областной общественной организации «Защита потребителя» Евгений Шулепов и начальник юридического отдела Юлия Сурикова.

Не услуги - беда

– Евгений Александрович, девиз нынешнего праздника – «Потребительское правосудие сегодня». Вашей организации приходится отстаивать права потребителей, добиваться справедливости, а может, и жизнь спасать?

– Спасать жизни в буквальном смысле слова нам не приходилось, а вот отстаивать права потребителей на достойную жизнь – на каждом шагу. Протекает крыша, находиться в квартире просто невозможно, и мы добиваемся через суд возмещения убытков потребителю от домо­управляющей компании – разве это не победа справедливости? Как сказал Владимир Путин, тему ЖКХ в этом году считает для себя важнейшей уже больше половины населения России – 54 процента. Выигрывая суды, мы, пусть в малой мере, формируем более цивилизованное общество.

– Евгений Александрович, действительно, больше всего потребителей обращается с жалобами на коммунальщиков?

– На ЖКХ приходится треть обращений. За прошлый год мы вы­играли несколько судов, в том числе у ДУКов Московского и Канавинского районов Нижнего. Одному из потребителей выплатили более 80 тысяч, другому – более 100 тысяч рублей. Начиная с сентября 2012-го к нам потянулись люди с жалобами по ОДН. Сегодня наш юрист занимается с жителями в Балахне, где за общедомовые нужды начисляют непонятные суммы.

– Чем еще недовольны потребители?

– Из 778 обращений за прошлый год половина – жалобы на непродовольственные товары: сотовые телефоны, бытовую технику, одежду, обувь, – вступает в разговор Юлия Сурикова. – Недовольны люди и качеством работ, услуг, в том числе финансовых. У одного из банков мы отыграли в суде в пользу потребителя 16 тысяч рублей плюс более 6 тысяч в качестве морального вреда, штрафа, у другого – почти 19 тысяч.

Спросить по Интернету

– Юлия Александровна, на ваш взгляд, потребители становятся юридически более подкованными?

– Знаете, да. Те же пенсионеры приходят к нам с Жилищным кодексом, с постановлениями правительства. Мы, со своей стороны, делаем все возможное, чтобы повышать потребительскую грамотность. В прошлом году, например, наш проект «Знание закона – сила потребителя» выиграл областной конкурс социально ориентированных общественных организаций. На выделенные деньги был создан центр бесплатной помощи потребителям, и наши юристы в течение восьми месяцев вели прием, отвечали на телефонные звонки, в том числе из области. Мы вновь подали заявку на конкурс и надеемся продолжить работу.

– Сегодня все больше развиваются электронные технологии, пользователи задают через Интернет свои вопросы врачам, юристам, чиновникам и прочим. Евгений Александрович, такую форму помощи рассматривают в организации «Защита потребителя»?

– Наш проект предполагал разработку и создание интернет-ресурса, колл-центра, постоянной горячей линии, но, увы, денег на это не выделили.

«Экспертные войны»

– Закон «О защите прав потребителей» был принят в начале 90-х годов прошлого века. С течением времени он редактировался, обрастал поправками, вступали в силу другие документы «по теме». Юлия Александровна, 2012-й принес что-то новое в области потребительского законодательства?

– С 1 января были внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс. К сожалению, не в пользу потребителя. Суть в том, что увеличились сроки на обжалование. Раньше, например, на обжалование определения о назначении экспертизы отводилось 10 дней, теперь – 15. Прежде срок подачи апелляционной жалобы составлял 10 дней, теперь – месяц. Правда, есть изменения и в пользу потребителя: вступившее в силу 28 июня 2012 года Постановление Пленума Верховного суда «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителя» за № 17. Согласно этому документу, штраф, составляющий 50 процентов от присужденной суммы, теперь идет не в пользу муниципальной власти, а полностью потребителю, если тот обращается в суд сам, и делится пополам между ним и общественной организацией, представляющей в суде его интересы. Постановление вынесло вердикт: страховые услуги также подпадают под действие Закона о «Защите прав потребителей». Потребитель в случае обращения в суд освобождается от госпошлины, также имеет право на получение присужденного штрафа и, что важно, может воспользоваться альтернативной подсудностью. То есть может подать заявление в суд на страховую компанию не только по месту ее нахождения, но и по месту своей регистрации. В нашей практике подобные дела уже были. Например, когда компания по страховке ОСАГО выплатила владельцу 8 тысяч рублей, а он настаивал на 23 тысячах (согласно проведенной им экспертизе), мы применили норму, прописанную в новом законе. И ответчику пришлось раскошелиться.

– И все же, как показывает жизнь, потребителям приходится сражаться за свои права.

– Да, это так. Если раньше ответчики-предприниматели редко ходили в суды с адвокатами, то теперь всё чаще. Представьте: спор из-за сандалий стоимостью 1300 рублей, а «чепешник» нанимает адвоката. Судом устанавливается определенный срок проведения экспертизы, а в реальности он повсеместно затягивается. У нас есть дело, связанное с установкой зубных протезов, так вот, оно тянется с 2011 года, экспертизы ждали полгода, а она не ответила на спорный вопрос. Мы сталкиваемся с «экспертными войнами», когда потребитель становится заложником межличностных отношений между экспертами. Так что покой нам только снится.


Смех сквозь слезы

Случаи, с которыми обращаются подчас потребители, можно было бы назвать курьезными, если бы не последствия. В общем, смех сквозь слезы.

«Мышкины семечки»

Женщина принесла в общественную организацию «вещественное доказательство». В пакетике с семечками она обнаружила… мышиный хвост. Видимо, времена, когда на пищевом производстве пировали грызуны, не канули в Лету. Юристы НООО «Защита потребителя» посоветовали написать жалобу в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области.

Зубы сломаешь

В буквальном смысле сломал зуб мужчина, когда решил полакомиться печеньем. В кондитерском изделии оказался… камень. Юристы общественной организации также направили потребителя в Управление Роспотребнадзора. Если человек предъявил злополучное печенье (или снял продукт с камнем на фото) продавцу, а тот – производителю, то можно потребовать от последнего возмещения расходов на восстановление зуба. Если же производитель не признает вины, можно смело отправляться в суд и требовать уже на законных основаниях не только понесенных расходов, но и возмещения морального вреда.

В дождь не носить!

Разве могла подумать потребительница, что после дождя ее дорогая юбка покроется пятнами? Ведь в правилах пользования об этом – ни слова, на бирке лишь значилось: не стирать, пользоваться химчисткой. Каково же было удивление женщины и защищавших ее юристов из «Защиты потребителя», когда судья (даже при заключении эксперта в пользу потребительницы) вынесла решение в интересах магазина, еще и сказав при этом: «А зачем было надевать именно эту юбку?»

Молоко второй свежести?

Второй свежести не бывает у любого продукта, не только у осетрины.

Например, в магазинах, особенно в маленьких, цену на просроченное молоко снижают в 2–3 раза и рядом цепляют бумажку «Для блинчиков». В масленицу особенно актуально, только вот бабушки интересуются: «Правильно ли продавцы поступают?»

Нет, неправильно. Это незаконно и небезопасно, просроченные продукты питания должны отправляться на свалку. А на продавцов, которые «дурят голову» потребителям, можно пожаловаться в Управление Рос­потребнадзора.



1324

Комментирование данного материала запрещено администрацией.