Анатомичка любви

07:00 — 14.03.2013

Ирина Мухина

Анатомичка любви

07:00 — 14.03.2013

Ирина Мухина


«Любовь в СССР» — назвал свой новый фильм Карен Шахназаров. Формулировка-обобщение явно сулит открытие не мелких истин о нашем недавнем прошлом. 

Да и режиссер зарекомендовал себя как мастер, умеющий простую, казалось бы, историю вывести за рамки чисто бытовой. Иногда в пространство мистики, иногда — абсурда и гротеска. С предвкушением подобного символичного поворота и начинаешь погружение в сюжет.

Он разворачивается осенью 1973 года в среде студентов-первокурсников. Главный герой Сергей Нарбеков — внук академика, знаменитого археолога. Однако новый представитель потомственной научной элиты советского образца в свои восемнадцать мало думает и о науке, и об авторитете семьи, и о времени, на которое пришлась его молодость. Под аккомпанемент лекций по истории КПСС, отчетов Леонида Ильича о достижениях державы, телесводок преступлений американского империализма во Вьетнаме течет обыденная, лишенная какой-либо значительности жизнь парня. Он подворовывает уникальные книги из дедовой библиотеки, чтобы иметь карманные деньги. Ходит драться с врагами своего школьного друга. Танцует под забойные хиты «Битлз». Пробует курнуть «травку», поскольку «дым Оте­чества» давно уже не сладок для него и его ровесников. Модно, приманчиво иное — запретное западное.

Нет, Сергей вовсе не диссидент. Просто старается быть в струе. Даже дефицитные билеты на скандальный спектакль «Таганки» для него не акт приобщения к духу бунтарей, а всего лишь способ наладить с девушкой отношения, эффектно форснуть. Впрочем, и это студенту не очень удается. Симпатичный парень легко знакомится с однокурсницей Людой, очаровывает ее очарованный сам. А вот выстроить отношения дальше не выходит. Почему? Поиск ответа интересен авторам картины, поскольку в нем — ключ к пониманию целого поколения, последнего сформированного в недрах советской эпохи. Типичный его представитель, Сергей вроде бы неплохой, искренний парень, но по жизни не идет, а будто мотается. Вместе с создателями фильма мы наблюдаем, как это бестолковое движение оборачивается стезей потерь. Высоких идеалов, значительных целей у героя и не было, а уже приходится расставаться с тем, что изначально дано, что успел сам завоевать. Любимая и любящая милая Люда становится женой другого. Друг, однокурсник Сергея, тихий, правильный, с цепким взглядом водянистых серых глаз Степан получил девушку, как позже получит в качестве приза, похоже, и всю страну.

А непутевый Серега переживает расставание с любимой одновременно с трагической потерей матери. И это двойное крушение личного мира, кажется, приостановило бесцельный бег. Вот только поздно…

Мы расстаемся с героем фильма в городе ветров среди азиатской пустыни. Обломки величественных строений когда-то отвоевали у песков забвения замечательные археологи — родители и дед Сергея. Парень совершает паломничество к месту их трудов, к этой исчезнувшей цивилизации, погибшей из-за нехватки воды. И мы понимаем: такой финал — символ нашей общей потери. Поглощенную прахом времени империю СССР тоже перестал питать живительный поток, иссякший в каждом сердце, поток энергии созидательной любви. Будь то чувство к Родине или к конкретной дорогой женщине. Из маленьких драм незначительного человека, получается, выросла большая драма большой страны.

Фильм Шахназарова поучителен, дает пищу уму. Но сам получился каким-то безлюбым, эмоционально сухим. Нет горячего сочувствия героям, нет страстности высказывания. Все клинически холодно, как в анатомичке, где свершается вскрытие уже мумифицированных останков.



1869

Комментирование данного материала запрещено администрацией.