В Сочи со своей ложкой

07:00 — 05.03.2013

В Сочи со своей ложкой

Автор фото: Юрий Правдин

В Сочи со своей ложкой

07:00 — 05.03.2013

Столовые приборы нижегородского производства гости Игр в скором времени смогут увезти в любую точку земного шара: Павловский завод художественных металлоизделий им. Кирова получил право на производство и продажу продукции с символикой XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи. Приобрести частичку главного спортивного события мира, да такую, которая будет не просто пылиться на полке, а подойдет для ежедневного использования, — разве не заманчиво? Кстати, у нижегородцев такая возможность есть уже сейчас.

История победы

Отсчет истории можно вести с лета 2011 года, когда руководство предприятия приняло решение подать заявку на получение лицензии. Для этого необходимо было собрать и заполнить большое количество документов, ведь кандидатов отбирали не просто на конкурсной основе, а исходя из целого ряда критериев. Причем учитывалось буквально все, начиная от цены сувенирной продукции, экологичности её производства и заканчивая показателями успешности компании.

Главное требование — умение сделать так, как сказали. На лицензионные сувениры нельзя наносить картинку, исходя из принципа «А я так вижу»: все логотипы официально утверждены, и любое отклонение от оригинала недопустимо.

— Отбор был очень жестким, — говорит исполнительный директор завода Сергей Бабушкин. — Но все справедливо, ведь предприятия находились в равных условиях. Пожалуй, определяющим требованием стало соотношение цены и качества, потому что сувенир — это частичка Олимпиады, она должна быть одновременно не только качественной и красивой, но и доступной.

Руководство завода считает важным и то обстоятельство, что учитывались особенности художественной обработки металла производителем: свою роль сыграли самобытность и верность традициям.

Риски золотой середины

На рынке сувенирной продукции свои законы. Павловскому заводу в данном случае приходится конкурировать не с производителями столовых приборов, а с поставщиками сувенирной продукции вообще. Потому что тот, кто, например, решил приобрести мягкую

Игрушку-талисман, может не захотеть покупать ложку, и наоборот. Поэтому очень важно, чтобы сувенир привлек внимание именно к себе, как бы говоря покупателю: «Посмотрите, какой я не только красивый, но и полезный!».

Кроме того, статистика показывает, что продажа сувениров продолжается максимум два месяца после окончания Игр. Вот и получается, что и переборщить с производством нельзя, иначе изделия отправятся на склад, и «недоделать» тоже нежелательно, ведь у каждого должна быть возможность приобрести на память уникальную ложечку с олимпийской символикой.

Разумеется, поиск золотой середины подразумевает серьезные финансовые риски: а окупится ли новая модель? Кроме того, приходится налаживать взаимодействие с продавцами.

Чтобы помочь лицензиатам, Оргкомитет проводит семинары, на которых предприниматели делятся опытом, получают новую информацию, а также общаются с теми, для кого производство сувениров такого уровня уже не в диковинку. На сегодняшний день у завода около 30 партнеров, которые закупают специализированную продукцию и распространяют ее по всей стране.

Голограммное качество

Очень серьезное внимание Оргкомитет уделяет борьбе с контрафактом, которого, как говорит Сергей Бабушкин, по традиционным столовым приборам очень много: успешные модели отечественного производства «производят» в Китае, а потом реализуют. Уже у нас. Бывает, что человек купит красивую блестящую ложку с логотипом завода, окунет ее в кипяток — а она облезет. Плохо и для потребителя, и для производителя.

Эффективным средством отпора должна стать официально утвержденная защита: каждый олимпийский сувенир снабжен голограммой с собственным номерным знаком. Любой покупатель может зайти на официальный сайт Оргкомитета и проверить подлинность приобретенного товара.

— Мы проигрываем по себестоимости, она в нашем деле очень серьезная, — говорит Сергей Бабушкин. — Например, чтобы добиться надлежащего качества, приходится приобретать нержавеющую сталь и полировально-шлифовальный инструмент за границей. А покупателю сложно объяснить, что товар стоит дороже, потому что качество у него гораздо лучше. Уже сейчас на российском рынке столовых приборов осталось лишь четыре игрока, из которых ОАО «Павловский завод им. Кирова» остается крупнейшим.

Справка

Лицензионная программа «Сочи2014» стартовала в конце 2009 года. А в середине декабря 2011 года на базе сайта Оргкомитета «Сочи2014» начал работу Интернет-магазин.

Ожидается, что в течение пяти лет лицензиатами будет выпущено около 5000 наименований сувенирной продукции с уникальной символикой и брендом. Общий объем продаж официальной продукции «Сочи2014» в отпускных ценах лицензиатов может составить более 500 млн долларов.

Кстати

Павловский завод художественных металлоизделий им. Кирова можно назвать традиционным поставщиком сувенирной продукции, выпуск которой приурочен к крупнейшим спортивным событиям: он производил сувениры и для летней московской Олимпиады 1980 года. Вот уже больше 30 лет ложки с олимпийской символикой используются в хозяйстве нашими соотечественниками и гостями Олимпиады, а также хранятся в музеях России и других государств. 

Мнения

Валентина Дашкова, главный художник ЗАО «Хохломская роспись»:

— Пока олимпийским брендом отмечено 35 наименований продукции, которые не только утверждены Олимпийским комитетом, но и вошли в перечень изделий признанного художественного достоинства. А это обстоятельство освобождает от налогов, что полезно для предприятия. 70 процентов от олимпийского заказа составляют матрешки, а остальное — «золотая хохлома»: ложки, кружки, кадочки, ковши, панно и многое другое. Также на утверждение для художественно-экспертного совета подготовлено еще около 30 наименований продукции, среди которых олимпийские магниты, выполненные в актуальной для снежной Олимпиады тематике, плюс такие высокохудожественные изделия, как резные ковши, которые в качестве приза попадут в руки победителей.

Михаил Гапонов, председатель комитета по экономике и промышленности ЗС, НО:

— Сохранение, возрождение и развитие народных промыслов — одно из приоритетных направлений деятельности всех органов власти региона. В Нижегородской области в соответствии с принятым законом предприятиям НХП оказываются различные меры государственной поддержки: финансовые (в том числе в виде льгот по налогам) и маркетинговые, направленные на продвижение промыслов (организация и проведение выставок и ярмарок). В целях поддержки мастеров и художников в 2011 году Законодательным собранием принят закон о присвоении звания «Заслуженный мастер НХП Нижегородской области», ежегодно 5 лучших мастеров получают не только народное признание, но и денежные премии. Для привлечения в отрасль молодежи принято решение о предоставлении молодым специалистам жилья.

2925

Комментирование данного материала запрещено администрацией.