Есть только «МиГ»…

07:00 — 21.02.2013

Есть только «МиГ»…

Автор фото: Николай Бравилов

Есть только «МиГ»…

07:00 — 21.02.2013

Аккуратно отделанные современными материалами здания авиабазы в Саваслейке — казармы, столовая, клуб. Полтора года назад здесь провели капитальный ремонт. На площадке у детского сада суетятся малыши. Среди них наверняка будущие летчики. Жизнь продолжается.

— Контрактников у нас сейчас уже больше, чем срочников, — говорит командир взвода роты охраны старший сержант Алексей Бабушкин, сам решивший продолжить службу по контракту. — Шум от самолетов? Да как-то быстро привык. Сейчас даже внимания не обращаю.

Красавцы!

Вдоль взлетно-посадочной полосы выстроились сверхзвуковые «МиГ-31», выпускать которые начинали, кстати, в Горьком. Длина почти 23 метра, высота — около 6, размах крыла — больше 13. Красавцы! По высотным, скоростным характеристикам не имеют аналогов в мире. На малой высоте — 1500 км/ч, на большой, 17500 м, — до 3000 км/ч. Единственный самолет, способный перехватывать и уничтожать крылатые ракеты на предельно малых высотах, буквально в нескольких метрах от земли. Готов к службе в любую погоду, днем и ночью. Группа из четырех таких самолетов может контролировать воздушное пространство протяженностью до 900 км.

Здесь же и «МиГ-31 БМ» — самая современная, 1998 года, версия с новейшей системой управления вооружением, с увеличенными боевыми возможностями. Машина способна обнаруживать объекты противника на дальности до 320 км, сопровождать сразу 10 воздушных целей и направлять ракеты по разным направлениям, поражая 6 из них на дальности до 280 км. Лучший американский перехватчик достает цель на расстоянии не более 180 км.

В Саваслейке каждую неделю 3–4 полетных дня.

— Что мы здесь делаем? Учимся воевать! — говорит штурман корабля Александр Евтушенко.

Учиться сюда приезжают летчики со всей страны. В том числе летчики с большим опытом — осваивают более сложные виды полетов.

Во сне и наяву

Пилоты признаются, что «МиГ-31» — самый сложный в управлении самолет. Рычагов, кнопок, табло — так называемых точек распределения внимания — около 200. За штурвал садятся настоящие асы.

Командир корабля Сергей Беликов в небе почти 33 года. Ничто, как говорится, не предвещало. Родился в рабочей семье. Отец мечтал, чтобы сын стал председателем колхоза…

А началось все с того, что Сергей пристрастился к сигарете. Во 2-м классе. Мать узнала. Всыпала. Но при этом нашла такие слова, что мальчишка страшно испугался за свое здоровье. И начал бегать.

— В старших классах я ежедневно пробегал по 10–15 километров, — рассказывает Беликов. — И был в такой физической форме, что собрался поступать в Рязанское воздушно-десантное училище. Но один приятель вдруг сказал: «А пойдем в летное». Ну и пошли. И оба не поступили. Меня это, признаюсь, задело. Задор взял.

А судьба уже делала подсказки, словно подталкивая: все правильно, тебе — сюда. Решив поступать на следующий год, Сергей попал… на авиационный завод. Взяли учеником, вскоре стал работать токарем. Подал документы в другое летное училище. И снова неудача. Теперь, решил Сергей, уж точно не отступлю. Год проработал шофером и — опять на штурм. Победа. Беликов — курсант.

— Свой первый полет как сейчас помню: 10 июня 1980 года, на учебно-тренировочном «Л-39», — рассказывает наш собеседник. — До этого мы летали на тренажерах, но это же имитация, а тут совсем другое дело. Инструктор говорит: «Давай бери управление». Я взял, можно сказать, со священным трепетом. Он засмеялся: «Да что ты как с девочкой!..»

Первый полет длился 10 минут. Сегодня у Сергея Ивановича их уже более 5 тысяч, в том числе четырехчасовых — по максимуму. Ему доверили пролететь над Красной площадью на параде в честь 65-летия Победы. Упорные тренировки, говорит он, проходили тогда даже в условиях облаков. В прошлом году четверка из Саваслейки участвовала в полетах по случаю 100-летия Военно-воздушных сил России в Жуковском. И никакой звездности.

— Это не подвиги, не какая-то «крутизна», это то, без чего не могу жить, — признается Беликов. — Если бы вернуть жизнь назад, я выбрал бы только эту профессию. Хоть побывал во многих переделках, когда просто Бог спасал. Когда в полетный день по какой-то причине дают отбой, для меня это почти что трагедия. В отпуске за полтора месяца так истоскуешься, что сил просто нет. В день и по пять полетов бывает. И никакой усталости.

Старший сын собирался поступать в летное училище, но время тогда было такое, бесполетное… Стал инженером. А глядя на него, и младший.

— Может, внуки летчиками станут, — улыбается наш герой. — Сам я, если с боевой авиацией придется проститься, пойду в гражданскую. Знаете, я ведь и во сне летаю. Там какие-то трудности, вот-вот катастрофа, нужно принять решение… Но часто просто лечу, даже без самолета. С ощущением счастья.

Больше чем машина

Истребитель готовят к полету около часа. Это забота инженерно-авиационной службы. Проверяется все, начиная с кресла. Для техников самолеты словно живые существа. С ними мысленно говорят, а когда начинается движение по взлетно-посадочной полосе, стараются подпрыгнуть и дотронуться до закрылков. Это непременный ритуал. На счастье.

Для летчиков «МиГи» тоже больше чем просто машины.

— Один пилот у нас самолету в небе песни поет, вслух с ним разговаривает, — улыбается штурман корабля Руслан Бигбаев.

На земле — группа руководства полетом. «Наши глаза и уши», — говорят летчики. В прошлом году впервые после большого перерыва в эту службу пришли сразу три молодых сотрудника.

Истребители не подводят. В конце марта весь летный состав отправится в Астрахань на масштабные учения с боевыми стрельбами. Второй год подряд. И пилоты надеются, не последний.

Между тем

На авиабазе в Саваслейке любят бывать курсанты кулебакского военно-патриотического клуба «Каскад». Мальчишек тоже тянет в небо.

Грядущий День защитника Отечества подростки отметили прыжками с парашютом. Ездили на богородский аэродром. Прыгали с самолета Ан-2. Высота — километр. Восемь курсантов шагнули в небо впервые. Для нескольких человек это был второй прыжок. С одним из мальчишек прыгал отец. Осуществил свою давнюю мечту.

Обставила всех девчонка. Галя Большакова занимается в «Каскаде» больше двух лет. Для нее этот прыжок стал четвертым. Как рассказал нам руководитель клуба Игорь Клюкин, прыгнувший в тот день дважды, Галина мама служила старшей медсестрой в Афганистане и смелые идеи дочери одобряет.

С парашютом спустились несколько бойцов пожарной охраны, также в недавнем прошлом занимавшихся в клубе. А всего десантировались 25 кулебачан.

— Стараемся выезжать на прыжки с парашютом два-три раза в год, — говорит председатель районного отделения ДОСААФ Клюкин.

1775

Комментирование данного материала запрещено администрацией.