Курилка жив

07:00 — 19.02.2013

Андрей Котунов

Курилка жив

07:00 — 19.02.2013

Андрей Котунов


«Уважаю, но пить не буду» — пожалуй, именно этой фразой из бородатого анекдота можно смело охарактеризовать отношение россиян к отечественному малому бизнесу. Появившийся в сети на минувшей неделе очередной опрос ФОМ выдал на-гора весьма примечательный факт: сегодня к деятельности предпринимательского сообщества положительно относится 68 процентов россиян. И это наивысший результат за все время проведения исследования (первый опрос состоялся еще в декабре 2001 года).

Стержневой хребет с поддержкой

При этом если 12 лет назад отрицательно по поводу малого и среднего бизнеса высказывалось 27 процентов респондентов, то теперь их всего восемь. Казалось бы, прогресс налицо. «Стержневой хребет экономики» имеет ощутимую народную поддержку. Но есть и оборотная сторона медали. Согласно тому же опросу лишь 3 процента россиян задумываются о том, чтобы открыть свое дело в ближайший год. На один процент больше тех, кто хочет прекратить работать на дядю в более дальней перспективе, скажем, годика через два-три. Еще 6 процентов возможность стать предпринимателем для себя, в принципе, не исключают, но для них она теряется где-то там за горизонтом, в далеком и прекрасном будущем.

Итого, за исключением неопределившихся, мы получаем 79 процентов россиян, которые ни под каким соусом не променяют свое нынешнее тепленькое местечко на свободное плавание под бизнес-флагом.

О том, что два с лишним десятилетия под флагом частной собственности прошли для мироощущения россиян фактически бесследно, свидетельствуют и другие опросы. Так, большинство по-прежнему считают, что самый надежный банк непременно с госучастием, а лучшая экономическая система — Госплан (подробности на 2-й стр.).

Три причины бизнес-страха

Так что же пугает россиян, в чем причина нежелания заниматься собственным делом? Ответы лежат на поверхности, их можно обнаружить в том же исследовании ФОМ. Во-первых, большинство респондентов твердо уверены в том, что именно в их регионе условия для ведения бизнеса исключительно неблагоприятные. Во-вторых, власти региона скорее препятствуют развитию предпринимательской жилки, чем холят и лелеют оную. И наконец, третий фактор: информационный вакуум. В частности, 54 процента слыхом не слыхивали, что предприниматели объединяются в какие-то ассоциации или общественные организации.

Попробуем разобраться со всеми пунктами по порядку. Для начала данные министерства поддержки и развития предпринимательства НО. За 9 месяцев прошлого года оборот малых и средних предприятий вырос на 16,9 процента, а объем отгруженных товаров собственного производства — на 8,4 процента по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. В то же время, по данным министерства экономики региона, промышленный сектор в целом за год сработал с ростом в 4,4 процента, а общий темп ВРП региона, по предварительным подсчетам, составит около 5 процентов.

При сравнении вышеприведенных цифр вывод напрашивается сам собой: климат в Нижегородской области для ведения собственного дела скорее благоприятен, чем наоборот. А если что, власть готова прикрыть малый бизнес… финансовым зонтиком (а вовсе не насовсем, как можно было бы подумать, опираясь только на народное мнение). В реестре нижегородских предпринимателей — получателей господдержки на ноябрь 2012 года было зафиксировано 1440 компаний.

В частности, правительство региона предоставляет гранты начинающим предпринимателям, субсидирует затраты по договорам лизинга оборудования и автотранспортных средств, на оплату образовательных услуг и участие в выставочно-ярмарочной деятельности. Кроме того, с прошлого года возобновлена компенсация части процентной ставки по кредитам.

Ликвидируем пробел

Так почему же наши люди так боятся идти в бизнес? Тут-то мы и подходим к третьей беде — страху, информационному вакууму. Как заповедовал великий создатель ужастиков на все времена Альфред Хичкок, люди пугаются того, чего не видят. К сожалению, и в СМИ, и в так популярном сегодня Интернете о малом бизнесе в большинстве своем говорят либо плохо, либо совсем ничего. О том, что курилка жив, порой догадываются сами предприниматели, да и то в силу своей разобщенности далеко не всегда.

«Нижегородская правда» попытается ликвидировать этот пробел. Мы обещаем, что наши журналисты побывают во всех 52 районах и городских округах нашего региона, чтобы на деле доказать: малый бизнес может и должен выйти из тени. В области достаточно по-настоящему увлеченных и социально ответственных предпринимателей, которым есть и что сказать, и что показать. Первая бизнес-ласточка прилетела на страницы газеты из Выксы (№ 9 от 29 января), сегодня в гостях в «НП — деловая газета» Починковский район (см. стр. 1). Впереди еще (нет, не еще, а целых!) 50 территорий. Следите за газетой.

1352

Комментирование данного материала запрещено администрацией.