Договор – не приговор?

07:00 — 07.02.2013

Договор – не приговор?

07:00 — 07.02.2013


Моя знакомая — Мария Петровна — отремонтировала кухню и захотела поменять кухонный гарнитур.

По вашему хотению

Обойдя множество магазинов и не найдя ничего подходящего, она наконец наткнулась в одном из салонов по изготовлению кухонной мебели (на улице Переходникова на Автозаводе) на то, что ей нужно.

— Были бы другие размеры и цвет, сразу купила бы! — воскликнула Мария, любуясь выставленным образцом. Ну все в нем нравилось: и дизайн, и аккуратная отделка.

— Пожалуйста, сделаем, как вам нужно, замерщик приедет завтра же, — услужливо заворковала приемщица заказов.

Женщина согласилась, и на следующий день специалист с рулеткой, оказавшийся «по совместительству» хозяином салона, уже снимал размеры будущего гарнитура. Оказалось, изготавливать мебель станут на фабрике во Владимире, а он — посредник — предоставит исполнителям эскиз и размеры. Сестра Марии Петровны, инженер по образованию, набросала на листе примерный вид гарнитура и отдала ему этот единственный рисунок. Тут же, не вчитываясь внимательно в текст, Мария Петровна подписала договор в двух экземплярах, передала мужчине 25 тысяч рублей задатка.

«Не злите!»

Прошло полтора месяца, обещанных хозяином конторы. Мебель и не думали привозить. Заказчица позвонила по номеру сотового телефона, значившегося в договоре. Вежливый прежде предприниматель теперь сменил тон, заявив, что по договору срок исполнения заказа — 50 рабочих дней. На справедливый упрек Марии Петровны, мол, речь шла о полутора месяцах, начал откровенно хамить:

— А я не успеваю, не злите меня. И в салон не звоните — только работать мешаете!

Но и через два месяца новый гарнитур не появился на кухне. Мария Петровна хотела расторгнуть договор, потому как все сроки срывались, но в салоне ее уговорили, заверили, обаяли и она решила подождать еще.

А был ли эскиз?

Позвонили ей только через две недели, когда женщина легла в больницу, и чуть ли не потребовали немедленно принять мебель.

Дома была сестра. Доставщики, даже не подняв мебель в квартиру, предложили заплатить остатки причитающихся фирме денег.

— Нет уж, я сначала посмотрю, что привезли, а потом и расплачиваться буду, — ответила сестра.

Начали распаковывать ящики, устанавливать их. Хозяйка не могла поверить своим глазам! Цвет передних панелей гарнитура был черным, но с уродливым резным рисунком, который женщины и не думали заказывать! Размеры словно взяты с потолка. Ширина кухонного комода вместо 80 сантиметров оказалась вдвое меньше, откуда-то взялись непонятный пенал и четыре лишних ящика. Между ящиками и стенами были огромные, сантиметров по 10, зазоры. Вдобавок отвратительное качество!

Естественно, Мария Петровна, которой сестра по телефону описала это мебельное чудовище, начала названивать хозяину салона с требованием немедленно вернуть деньги и забрать гарнитур, который она не заказывала и который ей не нужен.

— В ответ он начал обзывать меня, орал, что мы просто не хотим отдавать деньги. А ведь я подозревала, что эскиз потерян, потому что, когда созванивались по доставке, он попросил напомнить, какого размера был наш комод, — сокрушалась потребительница.

Звонки в салон, хозяину не дали никакого результата. Мария Петровна показывает один из ответов на ее многочисленные эсэмэски со словами: «Вы меня обманули. Верните деньги». Наглый посредник выдал: «Сволочи».

Урок для других

Злосчастная мебель до недавнего времени находилась в квартире Марии Петровны, заполоняя весь дом. Даже елку на Новый год не могли поставить: шкафы громоздились по комнатам. Оказалось, в пресловутом договоре нет не только экспликации с рисунком, размерами гарнитура, а также названия, цвета, стоимости материалов, но и самого юридического адреса исполнителя. Даже в суд, и тот нельзя пока обратиться. Мария Петровна написала заявление в полицию, но пока дело не сдвинулось с «мертвой точки».

Истратившая столько нервов потребительница наняла на собственные деньги грузчиков, машину и отвезла ненавистный гарнитур обратно в салон.

— Я уже распрощалась с деньгами. Хочу только, чтобы моя ошибка стала уроком для других, чтоб люди сто раз прочитали договор, прежде чем его подписать, — сказала на прощание Мария Петровна.

P. S. : Имя героини материала изменено по ее просьбе.

Кстати

По словам начальника отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по Нижегородской области Нины Цветковой, жалоб на изготовление мебели по образцам довольно много.

Нарушаются сроки изготовления и поставки, занижаются гарантийные сроки, проценты по неустойке (по закону за каждый просроченный день по поставке берется 0,5%, по изготовлению — 3% от стоимости работ, а если работы не выделены, то от общей суммы заказа). Потребители недовольны качеством мебели. Иногда заказчику выдается на руки лишь чек на оплаченную сумму, без составления договора, тем самым человек не может потребовать ни соблюдения сроков, ни неустоек.

В 2011 году была приостановлена деятельность «ИП Сарычев С. В.», занимавшегося продажей мебели по образцам. В 2012 году после обращения регионального Роспотребнадзора судом прекращена деятельность ООО «Мебельторг», приостановлена деятельность «ИП Огородникова Е. С.», прекращена деятельность «ИП Челноков Е. В.», которые торговали мебелью по образцам.

К слову, все частные предприниматели работали на Автозаводе и именно о «ИП Челноков Е. В.» было рассказано в нашей истории.

Лучше вернуть

Эту историю мы попросили прокомментировать адвоката Канавинской адвокатской конторы Нижегородской областной коллегии адвокатов Александра Цыганова.

– В ситуации с предпринимателем, от действий которого пострадала героиня статьи, очевидна доверчивость покупателя.

Первое, что должно было насторожить в типовом договоре, – срок поставки – 50 рабочих дней. Такой срок характерен не для изготовителя, а для посредника, не уверенного в том, как он справится с заказом.

В договоре не указан адрес предпринимателя – фактический или регистрационный, что препятствует праву потребителя обратиться в суд; прием денег оформлялся путем простой расписки предпринимателя на договоре без выдачи приходных ордеров; экземпляр эскиза на комплект мебели, как «неотъемлемая часть данного договора», в нарушение договора не был подписан предпринимателем и не передан потребителю. Иные пункты договора позволяют толковать ситуацию в пользу покупателя согласно п. 5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей», когда в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) исполнитель обязан уплатить за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 3 процентов от стоимости выполненных работ (оказанных услуг).

На день публикации деньги, полученные в качестве предоплаты, предприниматель из Дзержинска не вернул, на письменную претензию ответа не дал. Еще в марте 2012 года Володарский районный суд в аналогичной ситуации вынес заочное решение, которым постановил взыскать с Челнокова Е. В. в пользу обманутого покупателя 52000 рублей. Дополнительно предприниматель был оштрафован на 26000 рублей. Также 24 декабря прошлого года Дзержинский городской суд по иску территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в интересах неопределенного круга потребителей – жителей Автозаводского и Ленинского районов Нижнего Новгорода вынес решение о прекращении деятельности предпринимателя Челнокова Е. В. Но даже в этой ситуации у него остается возможность уменьшить негативные последствия для себя лично, возвратив деньги обманутым покупателям.

2309

Комментирование данного материала запрещено администрацией.