Из рабства — в рабство

07:00 — 31.01.2013

Ирина Мухина

Из рабства — в рабство

07:00 — 31.01.2013

Ирина Мухина


В российский прокат вышел фильм Стивена Спилберга «Линкольн», выдвинутый на «Оскара» в 12 номинациях и уже включенный национальным советом кинокритиков США в десятку лучших новинок.

Признаюсь, мне трудно согласиться с такими, пусть и весьма компетентными, оценками. Два с половиной часа сеанса длились, казалось, бесконечно. Подавляя зевоту, я ободряла себя: надо дождаться финала и понять, ради чего все это. Допускаю, что американцам смотреть «Линкольна» гораздо интереснее. Тут перипетии знакового периода их родной истории, национальный кумир. А вот сердце, не трепещущее перед величием свершаемого на экране, и ум, не обремененный знанием подробностей политических реалий США XIX века, мало что получают от зрелища. Да и зрелищем, какое мы ждем от продукции С. Спилберга, назвать этот фильм сложно.

Хотя в основу положен исторический момент, воистину остро драматичный. Выбранный на второй срок президент Авраам Линкольн затевает кампанию, чуть ли не авантюрную даже в глазах собственных соратников. Он вносит на голосование в парламент 13-ю поправку к Конституции США, отменяющую рабство. Между тем общество ждет от главы государства совсем не этого, а скорейшего завершения войны Севера и Юга, длящейся уже 4 года. Поправка явно помешает прекращению кровопролития, раззадорив и оскорбив южан. Получается, две грандиозные цели президента — свобода для миллионов негров и мир для всей нации — в конкретной ситуации взаимоисключающие. А провидец Линкольн добивается обеих.

Фильм строится на показе нестандартных ходов, сверхнапряженной работы, которые обеспечивают, казалось, невероятный результат. С. Спилберг взял за основу книгу историка Д. К. Гудвин о политическом гении Авраама Линкольна и добросовестно иллюстрирует эту гениальность. Герой мудр, задушевен, прост, как правда. Ему претит политическая нечистоплотность, но некоторые «хитрости» обезоруживания оппонентов и привлечения недостающих сторонников он не отвергает. Нам открывают закулисье политической борьбы со страстями, интеллектуальными поединками, сшибкой темпераментов и амбиций. Только воплощается все это в длинных кулуарных переговорах, кабинетных диалогах, скучноватых и не до конца понятных. Мастер яркой сюжетной динамики, знаменитый режиссер жертвует своими беспроигрышными козырями, чтобы разложить на глазах у публики замысловатый политический пасьянс, следить за которым приходится, запасаясь терпением. И чего ради?

«Линкольн» — не коммерческая приключенческая лента и не просто исторический экскурс, он явно выходит за рамки иллюстрации биографии. Благая цель укрепления демократии, повествуют создатели, оправдала не самые благие средства ее достижения. Легкое политическое лукавство, нажим, безобидный подкуп были в ходу у команды выдающегося президента XIX века. Чем оборачиваются такие методы решения великой демократической задачи США в столетии XXI, мы видим. В финале устами Авраама Линкольна авторы картины говорят: американцы, обретя мир внутри державы, понесут миротворчество другим народам. Видимо, ради этой не новой мессианской идеи снял Стивен Спилберг президентскую сагу. Но демонстрирует она и другое: победив одно рабство, можно надолго впасть в иное — рабство опасных иллюзий.

1595

Комментирование данного материала запрещено администрацией.