Вашей картой биты?

07:00 — 31.01.2013

Вашей картой биты?

Вашей картой биты?

07:00 — 31.01.2013

Все больше людей пользуются кредитными картами. Удобная вещь, ведь «деньги» всегда с тобой, даже если в кармане нет ни копейки. За товары и услуги можно расплачиваться и в своей стране, и за рубежом. Но при всех плюсах кусочек пластика способен обернуться для его владельца неприятностями. Об обратной стороне кредиток предупреждают Ольга Сторожилова, ведущий специалист-эксперт, и Евгения Жукова, специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области.

Навязывают

— Много ли жалоб по кредитным картам? — задаю вопрос собеседницам.

— К нам поступает 3–4 обращения в неделю. Довольно часто виноваты сами потребители. Берут кредит (а кредитная карта — тот же самый кредит, причем с более высокой процентной ставкой, например, 46 процентов годовых) и не платят. Или платят не вовремя, за просрочку набегают большие штрафы.

Кредитные карты, по словам специалистов, банки зачастую навязывают людям. Берет человек деньги в долг и, не читая внимательно договор, ставит свою подпись. А в документе (иногда мелким шрифтом) прописано, что клиент согласен получить кредитную карту. Некоторые банки вообще рассылают кредитки по почте, что также не запрещено законом.

— У меня был случай, когда обратилась бабушка, которая к своей кредитной карте не притрагивалась. Ее взял и активировал внук — пошиковал. Бабушка знать ничего не знает, а проценты за неуплату набегают, — рассказывает Ольга Геннадьевна Сторожилова. — Доказать, что хозяин карты не виноват, трудно. Мне известно одно дело (комиссионные за несколько лет составили 60 тысяч рублей), когда по данному делу действия банка были признаны судом неправомерными.

Поэтому, прежде чем подписать кредитный договор, внимательно прочитайте его. Если не согласны с некоторыми пунктами (получение в дополнение банковской карты, передача ваших персональных данных партнерам, подключение услуги «мобильный банк» и прочее), не давайте своего согласия или пишите дополнительные заявления об отказе. Недоглядели — получили кредитку и хотите вернуть назад? Тогда снова отправляйтесь в банк, сдавайте ее с письменным заявлением и требуйте пометки о принятии заявления не специалистом, а руководителем или уполномоченным на принятие заявлений лицом. Если банк московский, отправляйте заявление с картой заказным письмом с уведомлением.

Решившись обзавестись кредиткой (некоторые берут «на всякий случай»), поинтересуйтесь условиями.

— В первую очередь — процентной ставкой в год по кредиту, — продолжает Ольга Сторожилова. — Очень важный момент: берется ли процент и какой (разница может быть существенной) при снятии наличных денежных средств или совершении других операций посредством банкоматов других банков.

— Потребители часто обращаются к нам с жалобами на незаконные банковские комиссии по обслуживанию счетов, — добавляет Евгения Жукова. — Деньги за обслуживание счета не должны взиматься, если потребитель использует его исключительно для погашения кредита. Но когда человек, например, имеет возможность расплачиваться кредитной картой в магазинах, переводить деньги с нее, банк правомерно начисляет суммы за обслуживание. Суды поддерживают банки, поэтому обращаться в подобном случае в Роспотребнадзор с жалобой бесполезно.

В Интернет с кредиткой не ходи

Самое неприятное, когда с кредитного счета исчезают крупные суммы.

Мне рассказывают историю одного из жителей области, у которого в одну минуту при оплате услуг связи через Интернет пропало с кредитки более 30 тысяч рублей. Узнав личные данные владельца карты, этим воспользовались при осуществлении платежа интернет-мошенники и сняли чужие деньги. Теперь пострадавшему одна дорога — обращаться в правоохранительные органы.

— Советуем потребителям не оплачивать кредитной картой товары и услуги в сети Интернет в случае, если есть сомнения в системе безопасности такой оплаты и существует риск мошенничества, — говорит Евгения Александровна.

Случаи, когда деньги «слетают» неизвестно почему, разные. Спишут дважды сумму за товар или начислят лишние проценты за обслуживание. Бывает, что банкомат выдает чек на такую-то сумму, хотя по факту ничего не выдал. А то и «зажует» карту. В любом из этих происшествий специалисты советуют сразу же обращаться в банк, написать заявление о случившемся и зарегистрировать его (или позвонить по телефону, записав номер обращения и фамилию принявшего жалобу). Можно также отправить в банк заказное письмо с уведомлением. В течение установленного срока (от 7 до 30 дней)банк должен провести свое расследование и прислать ответ. Если же сроки затягиваются, обращайтесь в Управление Роспотребнадзора.

— Как правило, банки в случае их вины возвращают деньги, — продолжает Евгения Жукова. — А произошедшее объясняют техническим сбоем или неопытностью сотрудника.

Правда, некоторые прецеденты ошарашивают. Специалисты припоминают, как деньги по неоплаченному мужем кредиту сняли со счета… у жены. После обращения пострадавшей в Роспотребнадзор финансовое учреждение извинилось перед женщиной и вернуло ей списанную незаконно сумму.

Инструкция «НП»

• Не сообщайте пин-код вашей кредитной карты никому: ни близким (только при стопроцентном доверии), ни сотрудникам банка, ни тем более случайным людям.

• В случае пропажи карты обязательно сообщите об этом в банк, чтобы заблокировать счет.

• Не оставляйте кредитку без вашего присмотра при оплате товаров, услуг (не позволяйте отлучаться с ней: работники могут считать пин-код).

• Если заметили ошибки при снятии средств — немедленно обращайтесь в банк.

• Раз в месяц проводите ревизию сумм на карте.

Источник: Фото Натальи Ермаковой. Коллаж Александра Гущина.

1984

Комментирование данного материала запрещено администрацией.