Брендовое смятение

07:00 — 29.01.2013

Спрячь за колючим забором идею — выкрадут вместе с «колючкой»

Спрячь за колючим забором идею — выкрадут вместе с «колючкой»

Автор фото: Юрий Правдин

Брендовое смятение

07:00 — 29.01.2013

Поставить мощные железные двери на складе или нанять ночного сторожа в офис, дабы защитить свою собственность? Как поступить — российский предприниматель в состоянии догадаться без лишних подсказок. А вот уберечь успешно продаваемый на рынке продукт от воровства иного толка — кражи идеи или названия бренда — никак не хочет, несмотря на все предупреждения экспертов в области интеллектуальной собственности.

«Йа»-«Йа»: сделано в Китае

Бояться есть чего: ВТО открыла все засовы на российском рынке, зарубежные бренды не будут церемониться с нашими и попытаются смять их без лишних слов. К тому же вездесущие китайцы, которые не стесняются в открытую копировать товары производителей даже с мировым именем, быстро сориентируются в российском торговом пространстве, и мы не заметим, как в наших магазинах появится, допустим, майонез «Провансаль» или минеральная вода «Йа» в точности той упаковки, к которой мы привыкли (хотя у этих-то брендов с авторскими правами, наверняка, все в порядке). Но у большинства — нет, и надо срочно что-то с этим делать, ведь ущерб от контрафактной продукции будет потом превышать хоть и достаточно высокие, но необходимые затраты на получение патента или регистрацию прав на бренд.

— К сожалению, приходится констатировать, что в Китае на государственном уровне поддерживается тот предприниматель, который быстрее выведет продукт на рынок. Причем по местному законодательству не ставится вопрос законности копирования той или иной продукции, — рассказал заместитель генерального директора Торгово-промышленной палаты региона Андрей Игошев.

Поэтому, считают эксперты, вал подделок неизбежен, если вдруг наши предприниматели не озаботятся регистрацией прав на свою продукцию. Для этого нужно, чтоб каждый, кто работает на рынке, задал себе вопрос, как он защищает права на продукцию, средства производства, технологию, техническую документацию…

Легкомыслие несерьезного

Если подумать, то такое очевидное легкомыслие малого и среднего бизнеса к интеллектуальной собственности произрастает из общего несерьезного отношения к нематериальным активам в нашем государстве.

Это хорошо заметно на особенностях взаимоотношений российских банков и российских же инноваторов. Точнее сказать, на практически полном отсутствии таковых: банки очень и очень неохотно выдают кредиты предприятиям, у которых в основном капитале нет ничего, кроме идеи. Парадокс как раз в том и состоит, что IV часть Гражданского кодекса РФ сделала интеллектуальную собственность реальной: ее можно вносить в качестве уставного капитала организации или предприятия. Но при этом банкиры наотрез отказываются принимать ее в качестве залога.

— На сегодня не создано некоего механизма реальной оценки интеллектуальной собственности. Банки не знают, сколько она стоит, для них это громадные риски. Определить стоимость возможных прибылей, которые, благодаря патенту, предприятие может получить, они не в состоянии, — разъясняет помощник гендиректора ТПП Сергей Стешов. — И это очень серьезный минус в развитии инновационной деятельности, который требует тщательной проработки на федеральном уровне.

Права дают налоги?

А что же на Западе? В принципе, как отметили эксперты, наше законодательство в части защиты интеллектуальной собственности скопировано с европейских образцов: именно оттуда берутся и черпаются все инициативы. Но у нас, как это обычно бывает, немного «схалтурили» при копировании.

Основная разница состоит в направленности всего европейского законодательства на совершенствование бизнеса, на его продвижение, а не на контроль и ограничения. Например, европейский производитель по законодательству не может выходить на рынок, не вступив в какое-либо профессиональное сообщество: СРО, Торгово-промышленную палату страны и так далее. Это во-первых. Во-вторых, он не может что-либо производить, если у него нет на то необходимых документов (патентов, сертификатов и прочего, что подтверждает качество и права на товар). Даже неважно, что он будет выпускать — посуду, зубочистки или вертолеты, он обязан сначала показать, что он имеет на это право.

У нас же зачастую в первую очередь от предпринимателя, вне зависимости от вида его деятельности, требуется добросовестная уплата налогов: получил налоговый номер, шлешь туда копеечку — и производишь себе спокойно, навскидку, пиво «Пражские зори». Правда, до тех пор, пока не придет предупредительное письмо от тех, кто первым зарегистрировал это название. И тогда уже совсем не важно, что вы раньше всех начали выпускать свой товар именно под таким названием.

2260

Комментирование данного материала запрещено администрацией.