ТанцеШОКОтерапия

07:00 — 24.01.2013

Майя Плющ

ТанцеШОКОтерапия

Автор фото: Майя Плющ

ТанцеШОКОтерапия

07:00 — 24.01.2013

Майя Плющ

В тот мокрый весенний день в аудиторию, что на третьем этаже серо-желтого здания из пластика и стекла, в килте завалился мой старый знакомец, выцепил нас с подругой из потока сокурсников.
— Идемте за мной, я покажу вам такое! Какой там у вас размер обуви?

Сами не зная как, в течение следующего часа мы выбрали по паре чешек («На один размер больше берите», — советовал эксцентричный друг) и материализовались на нашем первом занятии шотландскими танцами. Мы ничего не успели понять. Нижегородские шотландцы — любители шоковой терапии, вовлекающие дилетанта в его первый в жизни танец, чтобы тот сразу вливался «телом», отбросив раздумья, сомненья, «я-не-уменья».

В копилку эрудиции

«Мужчина в юбке» со странной сумочкой наперевес… Картинка, приходящая к российскому гражданину откуда-то из закромов коллективного бессознательного в тот момент, когда кто-то упоминает шотландские танцы или волынку. Попробуем дать этому фантому жизнь.

Шотландским гуру сейчас известно более 7000 танцев, многие из которых стали классикой и исполняются уже несколько веков по всему миру. Всякий — одновременно в паре и в группе (сете), при этом получается витиеватая структура отношений как с партнером, так и с другими участниками сета. Нет надобности запоминать каждый танец в отдельности, достаточно овладеть их языком, то есть знать общие принципы передвижения и названия фигур. Все остальное — лишь бесконечные комбинации, впрочем, складывающиеся не случайно. Тут все делается с умом и сердцем, потому что танец скрывает в себе уникальную историю, обладает внутренней логикой. Здесь всегда присутствуют элементы актерской игры, театральности и повествовательности.

Летать и думать одновременно

Чтобы быстро вклиниться в группу опытных танцоров (ну, скажем, в тот первый раз, когда кто-то вытянул вас в круг), на первом этапе вам нужно только одно: запомнить, как… выглядит ваш партнер. И не стесняться смотреть ему в глаза. У них даже термин для этого есть: eye contact, зрительный контакт по-нашему. Если вы весь танец пялились на партнера, а он в ответ намекал (иногда не очень тонко — отчаянно размахивая руками), куда вам двигаться в следующем такте, у вас большое танцевальное будущее.

Полезно будет овладеть и специфической терминологией, то бишь знать парочку фигур, чтобы нежные команды преподавателя в зале не казались ругательствами на иностранном наречии. Все названия заимствованы из английского языка, и, разумеется, танцевальный лексикон подвергается изучению с самых первых занятий. Но главная рекомендация — просто хотеть танцевать. Это даже важнее, чем «держать спину». И тогда картина на занятиях, когда все скачут, но утверждают, что летают, не будет казаться вам странной.

Шотландцы на контурной карте

На днях мои друзья по па-де-баскам укатили в Чебоксары на очередной бал. Накануне тот самый товарищ, верный килту, показал рисунок отчетного танца. Если когда-то в школе вы любили рисовать картины крестовых походов или, скажем, знаменитых баталий на контурных картах, вам бы это понравилось.

— Смотри, вот те кружочки — это мы с Машей. Здесь стрелками показано, что мы движемся туда, потом переходим на рил, потом все вместе — четыре па-де-баска, меняемся, хэндс экросс, сёркл раунд энд бак, потом повторяем всё с некоторыми изменениями (текст приблизительный, да простят меня знатоки, увидевшие в этом примере простое перечисление некоторых танцевальных элементов).

Язык шотландского танца — это не только язык тела, но и повествование, складывающееся из последовательности фигур. Он универсален. Можно приехать в любую страну, где наберется хотя бы один сет танцующих (3–4 пары), и свободно общаться с незнакомцами. Танцоры узнают своих повсюду. Знаменитый режиссер говорил, что умение рассказывать истории — одно из важнейших достижений человечества. В каждом из танцев мы найдем свою историю, а значит, «протанцуем» множество человеческих ситуаций, проживем много жизней.

Будь в курсе!

Шотландские танцы — не народные, как принято считать, а бальные, их исполняли при королевском дворе еще в XVII–XVIII веках.

Сегодня балы вышли далеко за пределы замков, а техника, танцевальная лексика и традиции просочились в разные страны мира и осели, в том числе, в Москве, Чебоксарах, Воронеже, Нижнем Новгороде. Но высшая ступенька образовательно-танцевальной иерархии остается за Королевским обществом шотландских бальных танцев (RSCDS — Royal Scottish Country Dancing Society), которое хранит старинные традиции и дает им новое воплощение, плодя филиалы и воспитывая новые поколения преподавателей по всему миру.

Так называемый Scottish country dancing — это современный вариант «контрдансов» (от англ. сountry dance — «деревенский танец»), популярных среди англичан и шотландцев несколько веков назад.

В Scottish dances силен элемент коммуникации: здесь разыгрываются истории настоящих отношений и воспитываются внимательность, чуткость, доброжелательность и человечность. Танец — всегда повод продемонстрировать хорошие манеры или овладеть ими. Эти танцы наверняка пригодились бы тренерам по team building (проще говоря, командообразованию). Прозорливый менеджер вычитает здесь рекомендацию и для себя.

Килт — традиционная мужская одежда шотландских горцев, представляет собой кусок плиссированной ткани, обернутый вокруг талии и закрепленный ремешками. Традиционная клетчатая ткань, зовущаяся у нас «шотландкой», имеет название «тартан».

Па-де-баск — одно из движений в танце.

Нижегородских шотландцев спросили: зачем они ходят на танцы? Итоги голосования вы можете видеть ниже.

Ради острых ощущений — 21%

Ради умения экстренно выбираться из толпы — 10%

Чтобы научиться выполнять команду «Место!» — 0%

Для того чтобы уметь совершать ошибки с гордым видом — 18%

Чтобы найти свою правую руку — 10%

Чтобы научиться ходить и одновременно думать — 26%





1605

Комментирование данного материала запрещено администрацией.