Земля Варнавы Ветлужского

07:00 — 08.12.2012

Сергей Скатов, член оргкомитета межрегиональной научно-практической конференции «Поветлужье — земля Варнавы Ветлужского»

Земля Варнавы Ветлужского

07:00 — 08.12.2012

Сергей Скатов, член оргкомитета межрегиональной научно-практической конференции «Поветлужье — земля Варнавы Ветлужского»


Недавно в Нижнем Новгороде произошло знаменательное событие — научно-практическая конференция «Поветлужье — земля Варнавы Ветлужского».

Подвижник веры

Впервые Варнаве Ветлужскому, особо почитаемому русскому православному святому, чудотворцу, было посвящено научное мероприятие. Конференция носила межрегиональный характер. В ней приняли участие краеведы, ученые-историки, священнослужители, представители творческой интеллигенции, православно-патриотической общественности, органов власти различного уровня из Нижегородской и Костромской областей.

К каким же выводам пришли участники конференции? Первый, который напрашивается сам собой: с захватом власти в октябре 1917 года большевики сделали все возможное, чтобы имя Варнавы Ветлужского было вычеркнуто из памяти народной. Как следствие сегодня даже многие из мирян, рядовых православных верующих, имеют слабое представление, кто есть Варнава Ветлужский. Что же говорить тогда о российском обществе вообще?

Преподобный Варнава Ветлужский родился в Великом Устюге, в родном городе служил священником в одной из церквей. Однако в 1417 году он поселился на правом, возвышенном берегу реки Ветлуги, позже прозванном Красной горой (красный по-старорусски значит красивый), где на десятки верст вокруг не было человеческого жилья. Здесь в уединении и молитвах провел долгих 28 лет. Здесь и скончался в глубокой старости в 1445 году.

Житие Варнавы написано иеромонахом Иосифом (Дядкиным) в 1639 году, то есть спустя два века после кончины святого. В том же году по распоряжению Патриарха Иоасафа для удостоверения чудес, совершающихся при гробе преподобного, были освидетельствованы его святые останки. Мощам преподобного, его образу в дореволюционные времена народ массово поклонялся. На Варнавинскую годину, день памяти преподобного (24 июня по н. ст.), к могиле святого в уездный центр Варнавин со всей страны стекались десятки тысяч верующих.

Тайны Варнавы

Если отвлечься от мистической составляющей, свойственной жизненному пути и служению каждого святого, то имя Варнавы Ветлужского окутано тайнами, разгадать которые или хотя бы приблизиться к их разгадке необходимо.

Главная тайна, на мой взгляд, заключена в ответе на вопрос: почему деяния Варнавы Ветлужского, прославленного Церковью в лике святых, современным «цивилизированным», «просвещенным» и до мозга костей светско-толерантным российским обществом недооценены? Да что юлить: по сути, имя подвижника земли Русской предано забвению! И вторая немаловажная тайна: куда мощи святого в ходе большевистских манипуляций с ними все-таки делись?

Что касается мощей, то здесь прямо-таки детективно-криминальная история, о которой на конференции подробно рассказала О. В. Дёгтева, директор церковно-археологического музея Нижегородской епархии, секретарь епархиальной комиссии по канонизации.

Опять-таки не вдаваясь в подробности, скажем, что подступиться к раке с мощами преподобного Варнавы, кои покоились в местном Троицком соборе, новые революционные власти в Варнавине долго не решались, а вели переписку с Москвой, с членами новоявленного большевистского правительства. И это несмотря на развернувшийся по всей России богоборческий шабаш. Объясняется данное обстоятельство тем, что — побаивались.

И все же в 1922 году раку с мощами преподобного в Варнавине вскрыли. И случилось так, что неким чудесным образом, очевидно, по безалаберности большевиков, которых более всего интересовало церковное серебро, мощи святого при вскрытии местные православные верующие утаили. Но где? Узнать это давно не у кого: варнавинское священство в период жесточайших репрессий уже 30-х годов было «зачищено» подчистую, так, что не осталось в районе ни одного храма.

— 99 процентов уверенности есть в том, что мощи Варнавы Ветлужского были тайно перезахоронены на Красной горе, — считает О. В. Дёгтева.

Программа действий

Следовательно, на Красной горе нужно «копать», то есть вести плановые научно-археологические раскопки. Требуются кропотливые архивные изыскания. На конференции отмечалось, что в последнее десятилетие «лед тронулся» и определенная работа в этом направлении ведется.

Так, 24 июня, День памяти преподобного Варнавы Ветлужского, в Варнавинском районе объявлен выходным и празднуется всем миром. Здесь, на Красной горе, в 2000 году митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай освятил новую деревянную церковь во имя преподобного Варнавы Ветлужского. На местах некогда существовавших храмов Святого Николая Чудотворца, Святой Живоначальной Троицы и Успения Божией Матери установлены Поклонные кресты. В 2008 году над родником святого Варнавы Ветлужского возведена новая часовня. В селе Лапшанга Варнавинского района с 2010 года идет строительство храма в честь Трех святых игуменов Поветлужья — преподобных Макария Желтоводского, Тихона Луховского и Варнавы Ветлужского… Все это делается, безусловно, при непосредственном участии местного священноначалия, но и при весомой финансовой и организационной помощи администрации Варнавинского района, а также Фонда преподобного Варнавы Ветлужского, созданного православной общественностью в 2010 году.

Помимо этого, фонд подготовил проект памятника преподобному, который будет установлен в Варнавине на историческом месте. По инициативе фонда проводятся ежегодные Варнавинские образовательные чтения. Просветительскую работу ведет и Варнавинская районная администрация. Например, при ее поддержке в последние годы увидели свет такие замечательные издания, как «Тайны Варнавы Ветлужского» и «Житие Варнавы Ветлужского» московского автора Д. Монахова, «Преподобный Варнава Ветлужский» нижегородского краеведа А. Рябова. Глава района С. А. Смирнов, возглавляя межрегиональную ассоциацию «Поветлужье», всеми силами привлекает к этой деятельности руководство районов Нижегородской и других областей, которые данная общественная организация объединяет.

Наконец, каждый летний сезон в Варнавине работают археологи из ННГУ им. Н. И. Лобачевского.

Правда, работают археологи не так активно, как бы хотелось. Тиражи издаваемой литературы небольшие. Традиционная Варнавинская година — это скорее День района, который также отмечается 24 июня. Предопределено это более чем скромным бюджетом, которым власти отдаленного и сугубо сельского района располагают. Карманы местных энтузиастов, общественности тоже не резиновые.

Между тем, приближается 2017 год и 600 лет, как пришел на Ветлугу преподобный Варнава. И что — так, на районном уровне, и отметим?

«Нужна программа действий!» — звучало практически в каждом выступлении на конференции. Вносилось множество дельных предложений. В итоге тут же, на конференции, была избрана рабочая группа, которой поручено эти предложения обобщить, сформулировать программу первоочередных, безотлагательных действий.

И есть уверенность, что вскоре такая программа появится. И есть надежда, что Законодательным собранием и правительством Нижегородской области она будет поддержана, как поддержали областные власти проведение самой конференции.

Судьба монастыря

Варнавину очень повезло! И — не повезло… Повезло, потому что шесть веков назад Варнава Ветлужский выбрал эти изумительно красивые, благодатные места, указал не только где жить, но и как. А не повезло, поскольку в свое время императрица Екатерина II росчерком пера в целях «экономии» упразднила сотни монастырей по всей Руси: в сей скорбный список, увы, попал Троицко-Варнавинский монастырь.

И закономерно, что «обошли» Варнавин, когда во второй половине XIX века тянули железнодорожную ветку из Нижнего Новгорода на восток. Говорят, уренские купцы, более зажиточные и предприимчивые, дали железнодорожному начальству «на лапу», и поезда, вопреки логике, минуя уездный центр, двинули через волость.

Сегодня он на отшибе — вдали от железнодорожных и других путей. И не Варнавин, а Варнавино — рабочий поселок. Хотя работать здесь негде: разорены стеклозавод, кирпичное производство, пароходство, а сельское хозяйство, как всюду в зонеНечерноземья, дышит на ладан. Вывод вновь напрашивается сам собой: надо возрождать Троицко-Варнавинский монастырь!

Эта идея звучала в выступлениях многих участников конференции. Тем более что начало уже положено! Администрация Варнавинского района постановлением от 7 ноября 2008 года предоставила Нижегородской епархии в безвозмездное пользование для воссоздания монастырского комплекса обширный земельный участок на Красной горе.

Возможно ли возрождение монастыря? Возможно! Перед нами — пример Дивеевской, Городецкой и многих других обителей. Что это даст? В материальном, после всех вложений, плане? И вновь пример: цены на недвижимость в Дивееве, буквально пару десятилетий назад таком же захолустном районном центре, ныне сравнялись с московскими.

Духовные же «дивиденды» вообще трудно подчитать. Наши дети, внуки будут твердо знать, откуда они, зачем и куда. И будет смысл, и будут цели!

По-новому тогда зазвучит пророчество Варнавы Ветлужского. О том, что на Красной горе и окрест нее, а значит, в России-матушке «умножит Бог житие человеком»!

3988

Комментирование данного материала запрещено администрацией.