Послание, которое нас посылает…

07:00 — 06.12.2012

Ирина Мухина

Послание, которое нас посылает…

07:00 — 06.12.2012

Ирина Мухина


   Критичный, если не сказать саркастичный, взгляд на современное российское общество предъявляет новая картина сценариста и режиссера Михаила Сегала «Рассказы».

Хотя она и относится к категории малодоходного авторского кино, прокатом новинки на территории страны занялась компания «Уолт Дисней». Этот мастер извлечения сверхприбылей из красивых иллюзий счел возможным проложить некоммерческой ленте дорогу к широкой публике. Видимо, в стремлении донести до нас крайне важное послание.

Действительно, фильм поднимает вопросы нешуточные. Четыре его новеллы, не соединенные сюжетом и жанровой общностью, как четыре ключевые характеристики мирочувствия наших современников. Торжество в их сознании расчета доводит до абсурда кинорассказ «Мир крепежа». Молодая пара, обговаривая с тамадой организацию свадьбы, планирует даже проявление собственных эмоций. Тут и до следующего шага недалеко — заказать профессионалу ритуального счастья всю судьбу наперед. Вот такая выхолощенность чувств у нового поколения менеджеров, полагающих, будто управляется все и всегда.

Новелла «Круговое движение» — сатира на коррупцию, пропитавшую поры нашего бытия. Если на нижних этажах социума из рук в руки кочует постепенно толстеющий конверт, на самом верху предметом торга становится политическая лояльность. В результате продается все — от жизни человека до интересов государства.

Казалось бы, фантастичный сюжет «Энергетического кризиса» тоже о реалиях. Провинциальная старушка-библиотекарь, наэлектризованная мощью и благородством русской литературы, помогает милиции искать пропавшую школьницу. Снисходит на нее прямо в форме пушкинского стиха прозрение и ведет по следу девочки. Пока та для обогрева в холодном лесу не поджигает томик Александра Сергеевича. На глазах ошарашенных ментов сгорает и книжная вещунья. Так в образе странной библиотекарши обращается в пепел великая культура, питавшая нацию особой духовной энергией.

Послание последней новеллы «Возгорится пламя» возникает из дерзкого сопоставления революции сексуальной и социалистической 1917 года. Стареющий интеллектуал и ловелас купается в страсти к молоденькой пустышке. Пока свои сексуальные игры он вдруг не начинает сопровождать разговорами об отечественной истории. Хорошенькая партнерша, опытная в плотских утехах, такого экзамена не выдерживает. У нее в голове каша, в душе — безразличие. Мужчина полон благородного негодования. Но чем лучше ее невежества его безответственность? Какой след он, порхавший от удовольствия к удовольствию умник и всезнайка, оставил? Тема несостоятельности подобных бесплодных обломков советского прошлого заявлена необычно и остро. Вот только чувство меры изменило М. Сегалу. Он монтирует разговор о жертвах сталинских репрессий и фашизма с картинами откровенных эротических ласк постельных партнеров. Запредельно цинично и омерзительно.

Видимо, шок ради шока, этот типичный постмодернистский прием, милее сердцу автора, нежели элементарное уважение к чувствам, священным для нации. Сознательно ли они оскорбляются режиссером или тот заигрался? Очевидно одно: создатель фильма «Рассказы» умен, талантлив, владеет кинематографической иронией (что большая редкость), точен в наблюдениях и, увы, прав в большинстве выводов.

Однако, выходя с просмотра, я вспомнила поговорку «Бить не в бровь, а в глаз». Похоже, тут ударили сразу в оба глаза, и перед взором воцарился полный мрак. Можно ли в нем рассмотреть будущность нашего воистину болеющего народа? Ответ — в тексте рэпа, наложенного на мелодию «Интернационала», звучащего в финале картины: «То, что осталось от разума, не кипит, не возмущается. Глазом моргнуть не успеешь, будешь сидеть в одиночестве на одной шестой».

Вот такое креативное послание, в котором нас сильно послали.

1291

Комментирование данного материала запрещено администрацией.