Во славу великого искусства

07:00 — 24.11.2012

Ирина Мухина

Сцена из спектакля «Аида»

Сцена из спектакля «Аида»

Во славу великого искусства

07:00 — 24.11.2012

Ирина Мухина

Завтра, 25 ноября, традиционным гала-концертом с участием замечательных гостей завершает свою насыщенную программу «Болдинская осень». Уникальный по продолжительности и регулярности Всероссийский Пушкинский фестиваль оперного и балетного искусства в 26-й раз достойно провел Нижегородский академический театр оперы и балета.

Пирамида любви

Немало ярких приглашенных исполнителей (спасибо Фонду Ирины Архиповой!), интересные события. Среди них выделяется премьера новой сценической версии «Аиды», подготовленная оперной труппой к этим дням. Понятно, значение постановки выходит далеко за пределы фестивальной акции. Хотя еще памятен театралам со стажем прежний спектакль, уверена, никто не разочарован возвращением шедевра Дж. Верди в афишу. Трагичная история африканских Ромео и Джульетты, преодолевающих своей любовью людскую вражду, воплотившаяся в великой музыке, — шлягер на все времена. Примечательно, что уже в свой первый сезон 1935 года наш театр давал «Аиду». Притягательна эта классическая опера и для публики ХХI столетия.

Режиссеру-постановщику — заслуженному артисту России, заслуженному деятелю искусств Белоруссии О. М. Дадишкилиани — предстояло выдержать по-настоящему трудный экзамен. Ведь он — автор предыдущей сценической трактовки, а уйти от уже найденных решений, освежить свой взгляд на знакомый материал всегда непросто. До какой степени получилось, специалисты оценят, когда покажут себя все составы исполнителей «Аиды». Только в заглавной партии заняты три певицы, причем одна из них — дебютантка. Так что с профессиональным разбором стоит подождать. Но уже сейчас очевидна одна характерная особенность нового спектакля: он динамичен, нисколько не теряя в монументальной образности.

Зрителю, к счастью, неведомы подлинные муки тех, кто создает всю эту эффектную красоту на подмостках. Между тем, главный художник нашего оперного Е. А. Спекторов справедливо называет сцену бывшего Народного дома самой сложной в России для задач оперного шоу. Приходится проявлять невероятную изобретательность, чтобы компенсировать ее техническую неприспособленность к сотворению масштабного зрелища. В «Аиде» это, по-моему, получилось прекрасно. Декорации выразительные и понятные, легко сменяются, обозначая новое место действия. Вместе с тем само художественное решение сценографии выразительно: воплощает и египетский колорит, и пафос империи фараонов, и ту роковую силу судьбы, что мощью каменного сфинкса попирает высокие чувства влюбленных. Евгений Алексеевич признается: очень помогли ему в решении труднейшей задачи специально поставленные главным балетмейстером театра, народным артистом России В. Ф. Миклиным танцы. В основном точные по стилю и выразительные, они, действительно, не только обогащают пластическими впечатлениями, но и дают новой постановке дополнительную образную опору.

Всё в премьере, как в пирамиде, устремлено к высшей точке — показу страстей и самоотверженной любви. Спектаклю еще предстоит набирать силу. Потому говорим ему: в добрый путь!

Чтоб голос так дивно звучал

23 ноября на фестивале свершается закулисное, но поистине знаковое событие. По словам директора Нижегородского академического театра оперы и балета А. Д. Ермаковой, впервые мастер высочайшего уровня даст урок нашим вокалистам. В роли наставника выступает художественный руководитель ХХVI Всероссийского фестиваля «Болдинская осень», народный артист СССР, мировая знаменитость Владислав Пьявко.

Я поинтересовалась у маэстро, какие проблемы видит он у нового поколения своих коллег.

— Если инструмент, в данном случае — голос, не подготовлен, невозможно решать творческие задачи, — отвечает Владислав Иванович. — А с подготовкой, с самой постановкой голоса далеко не все благополучно. Не только у нас — во всем мире идет падение вышколенности певцов. Мало уделяется внимания звуковой эмиссии. Даже в Италии теперь учат с голоса, по принципу «делай, как я». Но ведь певец слышит свои обертоны изнутри совершенно иначе, чем публика в зале. Вот почему важно присутствие рядом опытного педагога с чутким профессиональным ухом и правильной методикой. Таких все меньше.

Исполнители попадают в ситуацию эксплуатации своих данных. Сейчас такое время, что молодые боятся остаться невостребованными и пускаются во все тяжкие. А менеджерам от оперного искусства начхать, что с талантом будет, главное — немедленно получить свою долю дохода от его популярности. Получается, как говорят итальянцы, «спремуто-де лимоне» — выжимки из лимона. Певцу тридцать лет, а его уже выжали и выбросили. Вспыхивает немало звезд, но где они через 5–7 лет? Их невозможно слушать, в отличие от Хосе Каррераса, который, несмотря на возраст и перенесенную сумасшедшую болезнь, все еще школьно звучит. Сегодня никто не ставит задачи готовить певца для работы на подмостках 20–25 лет.

Сами молодые исполнители не сознают важность определенного режима. Оперный певец поет не голосом, как думают все, а эмоциями. Они должны накапливаться. У меня был непреложный закон: день до спектакля и день после не выхожу на сцену. Заработал за это несколько выговоров, снятие с зарплаты, но не отступал. Даже великий режиссер и мой учитель Борис Александрович Покровский уважал мою позицию. Потому что профессионал понимает: это не просто передышка, а подготовка инструмента к работе на репетициях и в спектакле. Когда ты не выжат, а наполнен, ты способен делать творчески фантастические вещи.

Надеемся, мастер-класс бывшего ведущего тенора Большого театра, его советы помогут нашим артистам накопить профессиональной мудрости и умений. Ведь это обогащает не только их, но и нас, слушателей, зрителей музыкального театра. А во славу его и проходит фестиваль «Болдинская осень».

Источник: Фото предоставлено театром

1495

Комментирование данного материала запрещено администрацией.