Фильтры для власти

07:00 — 22.11.2012

Алексей Ларин

Фильтры для власти

Автор фото: Николай Бравилов

Фильтры для власти

07:00 — 22.11.2012

Алексей Ларин

Только-только, лишь несколько месяцев назад, вернулись в российскую политическую систему прямые губернаторские выборы, и вот уже ряд влиятельных экспертов предлагает их либо модифицировать, либо вовсе отменить. Так, по крайней мере, следует из доклада фонда Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ), созданного при «Общероссийском народном фронте». А значит, идея витает в самых верхах.

Опасные перспективы

Конечно, стоит сразу оговориться. Из доклада фонда, представленного вниманию общественности неделю назад, явственно следует, что речь, прежде всего, идет о национальных республиках и сложносоставных регионах (таких, например, как Пермский край). В подобных субъектах Федерации, по мнению экспертов фонда, введение прямых губернаторских выборов преждевременно и чревато опасными, зачастую непредсказуемыми последствиями. В первую очередь, из-за компактного и неравномерного расселения разных этносов на территории даже одного региона.

«В тех из регионов, где имеется четкое географическое разделение муниципальных образований по доминирующей национальности или действуют неформальные клановые принципы формирования районов власти, будет существовать риск возникновения „патовой ситуации“, когда ни один из кандидатов не сможет преодолеть муниципальный фильтр в „чужих“ муниципальных районах или городских округах, — отмечается в докладе. — Это связано с достаточно жесткой нормой, согласно которой подписи местных депутатов должны быть собраны не менее чем в 75 проц. муниципальных образований второго уровня».

Тут далеко ходить не надо, ярчайший пример подобного региона — Дагестан. Но и в других кавказских регионах ситуация схожая, хоть и не столь острая. Про Татарстан и Башкортостан тоже забывать не стоит: и в этих республиках, при определенных условиях, может возникнуть такая «патовая ситуация». И как ее разрешать?

Консолидация элиты

Эксперты фонда предлагают четыре варианта, сразу оговаривая при этом, что они не окончательны и выбор каждого варианта зависит от самого субъекта Федерации. Для этого понадобится провести референдум, и население региона само определит, какой способ формирования местной власти ему ближе и понятнее.

Первая из предложенных моделей фактически списана с той, что исторически сложилась в Дагестане: выборы главы республики проходят из депутатов местного парламента. В этом случае применение"президентского фильтра» не обязательно, а «муниципальный фильтр» отменяется.

Вторая предполагает возможность участия в выборах кандидатов от всех политических партий, имеющих отделения в регионе, но голосуют опять-таки только члены регионального законодательного собрания. И перед регистрацией кандидатам"желательно» будет пройти консультации с президентом.

Третий вариант допускает возможность прямого голосования граждан, однако лишь за кандидатов тех партий, что представлены в законодательном собрании региона. Этим кандидатам также рекомендуется пройти консультации с президентом, только после этого они смогут зарегистрироваться на выборах. Последний, четвертый, вариант заключается в том, что партия-победитель на выборах в региональный парламент предлагает президенту для назначения главой региона кандидатов из первой тройки своего списка, одного из которых он и вносит на одобрение законодательного собрания региона.

Нетрудно заметить, что все четыре варианта, так или иначе, направлены на предотвращение попадания во власть «случайных людей», экстремистов, популистов, радикалов и прочих «несистемных политиков». Сложившуюся структуру власти предлагается оградить от разного рода честолюбивых авантюристов, способных завоевать популярность у избирателей, но не способных встроиться в систему и играть по ее правилам. Для чего и изобретаются разнообразные «фильтры» как местного, так и федерального уровня.

Хороший пример

Их эффективный вариант можно найти в США. Америку часто приводят в пример как оплот идеальной демократии, но эта «идеальная демократия» устойчива и функциональна лишь потому, что ограждена множеством тех самых избирательных фильтров, отсеивающих несистемных политиков, способных расшатать систему. Любой кандидат, баллотирующийся в любые представительные органы власти, проходит жесточайший отбор на всевозможных праймериз, как внутрипартийных, так и общегражданских. Миновать праймериз нет шансов, но чтобы победить на них, нужно подстраиваться под большинство избирателей, что автоматически выкидывает из избирательной гонки всяких радикалов и популистов, не способных идти на компромисс с большинством.

Нечто подобное предлагается сейчас и в России. Да и то не везде, а лишь в регионах со сложным и проблемным национальным составом. Дабы лишить националистов и радикалов возможности разыгрывать в ходе выборов этническую или, хуже того, религиозную карту, всех кандидатов предлагается «просеивать» еще до выборов на партийных, местных или федеральных «смотрах», чтобы было изначально понятно, кто готов работать в рамках существующей системы, а кто стремится ее сломать.

И не нужно тут смущаться разными подходами к разным регионам. В тех же США в каждом штате до сих пор по-своему голосуют — не за губернаторов даже, за президента — и по-своему же считают голоса. В одних учитываются все голоса, в других — только голоса победителей. Где-то применяется смертная казнь, а где-то нет. В ряде штатов разрешены однополые браки, в остальных они под запретом.

Надо полагать, эксперты ИСЭПИ держали в уме этот пример, когда писали свой доклад. Единство страны зиждется лишь на нескольких базовых вещах. В которые выборное администрирование может и не входить, а межнациональный мир — вполне.

Прямая речь

Я вам честно признаюсь. Если бы у меня спросили, возвращать губернаторские выборы или не возвращать, я бы сказал:«Не надо». У нас страна сложная. Механизмы парламентской республики в данном случае и есть некий выход, некая модель.

Глава фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский.

ИСЭПИ — наш партнер, наша головная организация. Предложение интересное. Электоральные процессы всегда имеют социальный резонанс, и тут надо без спешки. Но обсудить предложения надо обязательно, а возможно, и реализовать, провести опыт.

Глава аппарата «Общероссийского народного фронта», депутат Госдумы Вячеслав Лысаков.

Особые правила выборов руководителей национальных республик изначально направлены на отсечение от электорального процесса экстремистских сил, религиозных фундаменталистов и сепаратистов, способных использовать чувства граждан в своих целях.

Политолог Олег Игнатов.

Мы не можем для одного региона страны ввести одни правила, а для других регионов — другие, иначе это разрывает общее политическое поле страны, у нас страна перестает быть единым государством.

Президент России Владимир Путин.

По страницам СМИ

«Национальным республикам предлагают отказаться от прямых губернаторских выборов. Предложение выдвинули эксперты созданного при «Народном фронте» фонда, после того как Владимир Путин призвал обдумать возможные варианты».

«Газета.ru».

«Эксперты ИСЭПИ полагают, что для национальных республик введение прямых выборов главы региона является преждевременным и чрезмерным. По их мнению, фактический порядок формирования исполнительной власти необходимо определять в самих регионах, исходя из местных условий».

«Взгляд».

«Введение альтернативы прямым выборам в регионе, по идее авторов, должно проходить на региональном референдуме… Отказаться от прямых выборов губернаторов, следует из доклада, мог бы любой субъект РФ — все они равны в правах по Конституции».

«Коммерсант».

Экспертное мнение

«Тема ухода от унификации в структуре управления на самом деле абсолютно оправданна. В принципе, любой регионалист вам скажет, что невозможно в российских регионах использовать одинаковые схемы. Но на самом деле нужно уходить не только от того, что касается навязывания всем регионам единой формы исполнительной власти, но и в том числе выборов представительной власти тоже».

Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев.

1821

Комментирование данного материала запрещено администрацией.