Спасти нерядового «Динго»

07:00 — 20.11.2012

Полина Кульбякина

Спасти нерядового «Динго»

Спасти нерядового «Динго»

07:00 — 20.11.2012

Полина Кульбякина

Наверное, самая несправедливая вещь на свете — когда удачной оригинальной идее суждено загнивать где-то на задворках жизни из-за банальной людской невнимательности или недальновидности. Но, увы, такое случается довольно часто. Так, в недрах цехов авиазавода «Сокол» с середины 90-х простаивают три самолета-амфибии с шасси на воздушной подушке «Динго». В 1996-м на свой страх и риск завод выпустил установочную серию, но дальше этого дело не пошло. Проект заморозили из-за недостатка финансирования.

Амфибия против пробок

По сообщениям СМИ, до конца этого года несчастные машины должны утилизировать, тем самым окончательно поставив крест на результатах многолетней работы нижегородских конструкторов.

Несмотря на многочисленные попытки зарубежных конструкторов реализовать подобные проекты, именно «Динго» стал первым в истории полноценным самолетом с шасси на воздушной подушке. Первоначально он создавался как альтернатива экраноплану и замена советскому многоцелевому самолету Ан-2.

«Динго» как нельзя лучше соответствует потребностям современной России, он способен решить множество транспортных проблем. В стране из 1400 аэродромов осталось меньше 300. На огромной территории России население лишено права свободно передвигаться. «Динго» эту проблему решает. Например, в мегаполисах, погрязших в бесконечных пробках, судно на воздушной подушке стало бы панацеей: оно способно или взлететь с водного пространства, которого достаточно много даже в Москве, или на воздушной подушке выйти по реке за пределы города и там подняться. При этом скорость, экономичность и безопасность передвижения будут гораздо выше, чем при использовании привычного уже вертолета.

Важной особенностью «Динго» является его низкий шум на местности. Это позволяет «Динго» совершать посадку в черте населенных пунктов. По словам разработчиков, самолет незаменим и в Сибири, и на Крайнем Севере: он позволил бы преодолевать достаточно большие расстояния, не повредив при этом столь уязвимые северные экосистемы. Из-за незначительного пассажиро- и грузопотока там нецелесообразно создавать развитую транспортную сеть, в том числе строить аэродромы. «Динго» они и не нужны. Кроме того, самолет полностью готов к работе в экстремальных условиях, и это не может не быть интересным для спасателей.

Немцы коллапс не финансируют

Но в то время, когда удалось собрать первый опытный образец, неожиданно прекратилось финансирование.

— Мы были в двух шагах от аэродрома, — сетует главный конструктор предприятия «АэроРик» Виктор Морозов, спроектировавший самолет-амфибию «Динго». — Но потом начались проблемы. С середины 90-х банки отказались поддерживать венчурные проекты, подобные нашему: всем стала нужна прибыль здесь и сейчас, ждать никто не соглашался. До сих пор решить эту проблему не удается, и, к сожалению, в отечественной авиации она приобрела характер общей тенденции.

— Даже зарубежные компании не хотят с нами связываться, — продолжает Виктор Морозов. — Не так давно одна немецкая фирма заинтересовалась нашим проектом, был даже утвержден бюджет для финансирования, но через какое-то время они передумали из-за «настоятельной просьбы федерального правительства Германии не финансировать российскую авиапромышленность в связи с коллапсом, который ее ожидает».

Если говорить непосредственно о цифрах, то на проведение первого опытного полета необходимо около 125 миллионов рублей и целый год подготовительных работ. Кроме этого, программа включает в себя получение сертификата типа подготовки серийного производства и выпуск установочной партии из пяти самолетов. В целом на это потребуется не менее миллиарда рублей, и если деньги появятся, выход самолета на рынок произойдёт через 3,5 года.

И на помойку не хотят, и в музей рано

Решение утилизировать три недосамолета «Динго» было принято в связи с реструктуризацией «Сокола». За время, что они находятся там, компания «АэроРик», которой принадлежат машины, задолжала заводу 9 миллионов рублей, но, скорее всего, дело не в этом. Завод готовится к масштабной реструктуризации. У него новые планы, но, к сожалению, «Динго» в них не входит. Машинами уже заинтересовались музеи: например, Центральный музей ВВС в подмосковном Монино просил прислать один экземпляр. Но, как говорит Виктор Морозов, «в музей нам пока рано!» В нем ярким огнем горит надежда возродить проект и наконец-то увидеть «Динго» покоряющим небо.

По просьбе министерства промышленности Нижегородской области руководство «Сокола» отложило вопрос утилизации до января следующего года, дав тем самым возможность найти новые пути решения проблемы. И это не может не радовать.

К сожалению, непосредственно на «Соколе» как-либо комментировать ситуацию отказались. Причем с весьма странной формулировкой. Мол, вы, журналисты, все равно все переврете…

Сейчас невозможно предугадать сценарий дальнейшего развития событий. Конечно, Виктору Морозову не под силу реабилитировать программу: один в поле не воин. Но то, что этим вопросом заинтересовались властные структуры, вселяет оптимизм: а может, когда-нибудь исполнится мечта конструктора и «Динго» все-таки полетит?

P. S. : Технические характеристики «Динго» — на сайте «НП» www.pravda-nn.ru

Факты

• Главное достоинство самолета — способность с помощью шасси на воздушной подушке взлетать и садиться на грунтовые, водные, ледовые, заснеженные и даже смешанные площадки. Это позволяет обеспечить низкую стоимость обустройства и инфраструктуры площадок для базирования: в среднем они обходятся в 5–10 раз дешевле, чем создание даже временных аэродромов.

• Шасси самолета делает возможным пересечение неровностей высотой до полуметра, а также канав и ям шириной до 1 метра.

• Разработчикам удалось решить все вопросы, связанные с надежностью, безопасностью и управляемостью самолета на воздушной подушке. Кроме того, удалось учесть необходимость защиты силовой установки от пыли и грязи. Это стало возможным благодаря объединению усилий специалистов ведущих российских институтов известных специализированных авиастроительных фирм.

• Проект самолета был успешно защищен на расширенном научно-техническом совете ЦАГИ в 2005 году, а его разработка была включена в федеральную целевую программу «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года» (приложение № 2: «Перечень авиационной техники, разрабатываемой «на коммерческой основе»).

• Конструкция самолета тщательно проработана и рационально упрощена с целью максимального облегчения и удешевления его использования в самых сложных климатических (жара, холод, повышенная влажность) и эксплуатационных (отсутствие сервиса) условиях.

(Начальник 5-го управления ГОУ генерал-майор Н. Кобзарев)

Мнения

Василий Клепалов, директор ООО «Нижегородское авиационное общество»:

— Об истории самолета «Динго» знаю не понаслышке, мне самому даже предлагали заняться этим проектом. Но с самого начала было понятно, что идея обречена. Дело в том, что этот самолет-амфибия относится к группе высокопланов (Прим.: схема крепления крыла к фюзеляжу самолета, когда крыло проходит через верхнюю половину его сечения, располагается на нем или даже над ним). Конечно, у таких моделей есть как плюсы, так и минусы, причем последние, как мне кажется, гораздо более существенны.

Главный недостаток — очень большая вероятность сбиться с курса из-за бокового ветра. Понятное дело, что, когда речь идет об авиации, так рисковать нельзя. Да и вообще воздушную подушку нельзя назвать самым удачным приспособлением для самолетов: она не может обеспечить необходимую надежность и безопасность.

Валерий Киселев, заведующий музеем боевой техники в парке Победы:

— Конечно, я был бы очень рад, если бы в нашем музее появился «Динго», пусть не до конца собранный: это интересно каждому нижегородцу. Но, насколько я знаю, окончательное решение об утилизации еще не принято, и этот факт вселяет надежду. Было бы гораздо лучше, если бы те три самолета, которые сейчас простаивают на «Соколе», когда-нибудь все же взлетели в небо.


Источник: Фото предоставлено «АэроРик»

2025

Комментирование данного материала запрещено администрацией.