Разношерстная публика

07:00 — 20.11.2012

Полина Кульбякина

Разношерстная публика

07:00 — 20.11.2012

Полина Кульбякина


Сегодня существует множество возможностей развиваться и, что называется, оттачивать мастерство. Один из таких шансов — учеба в бизнес-школе, благо их в нашем городе с каждым годом все больше. На минувшей неделе, например, открылся Институт кадрового развития, созданный известным предпринимателем Алексеем Гойхманом.

Планктон отправляется на практику

Нехватка квалифицированных управленцев — нередко основная проблема для руководителя любого предприятия. Наверное, в «офисном планктоне» у нас уже не нуждаются. Казалось бы, способных людей, которые располагают всеми необходимыми знаниями, не так сложно найти, но многие из них не имеют практических навыков. Причина проста: подавляющая часть наших высших учебных заведений затачивает своих студентов на теорию. Между тем необходимо доскональное знание внутренних процессов, которые происходят внутри компании, а также умение адекватно оценивать общую картину бизнеса.

Чтобы обеспечить своему предприятию гармоничное развитие, сегодня все больше директоров крупных компаний обращаются к услугам бизнес-школ. Иногда они являются полноценной составляющей учебного заведения (например, бизнес-школа НИУ ВШЭ, ННГУ, НГТУ, НИМБ), иногда — самостоятельными организациями (Green City, EMAS). Современные программы таких учреждений опираются в основном на западные образцы: нам не впервой заимствовать их достижения, а уж в области бизнеса, как говорится, сам Бог велел. Только вот опыт показывает, что стандартные методы (беседы «о научной картине мира») не дают ощутимого результата. Поэтому главный козырь бизнес-школ — опора на практику.

Частные пожелания учитываются

Кого готовят в бизнес-школах? Наверное, можно назвать три основные профессии: управленцы (или менеджеры), предприниматели (или новаторы) и исследователи (или ученые). Именно они те три кита, на которых держится экономика любой страны.

Но услуги, предоставляемые учреждениями дополнительного образования, сегодня чрезвычайно разнообразны. Например, в учебном центре «Кадровик Плюс» обучают специалистов по работе с персоналом.

Мы предлагаем нашим студентам то, чего они недополучили в институте, — говорит руководитель центра Светлана Лоскутова. — За четыре года работы мы подготовили более ста кадровиков, в том числе для таких крупных организаций, как «НижегородАтомэнергопроект» и «Газпром»».

Сегодня такие учебные заведения предлагают два основных вида программ в зависимости от содержания (открытую и корпоративную) и от продолжительности обучения (краткосрочную и долгосрочную). Конечно, всегда учитываются частные пожелания.

«Работа с любым из клиентов сугубо индивидуальна, — говорит декан бизнес-школы Нижегородского филиала НИУ «Высшая школа экономики» Андрей Городнов. — Например, сотрудники ГАЗ приходили к нам обучаться производственному менеджменту, Приволжское управление по финансовому рынку сейчас учится по программе «Управление проектами».

Они говорят, чего ждут от курсов, какие навыки хотят развивать, и, исходя из этого, мы разрабатываем план обу-чения».

Неформально хочется подольше

Конечно, все деловые люди живут по принципу «время-деньги». Поэтому им предоставляется выбор: пойти учиться по краткосрочной (до полугода) программе или по долгосрочной. Как ни парадоксально, сегодня все больше людей хочет учиться подольше.

Руководители всех бизнес-школ в один голос говорят, что всегда наибольшего эффекта от обучения удается достичь в результате общения. Причем речь идет не только о взаимодействии преподавателя со студентами — очень важно, чтобы они и между собой общались.

«На мой взгляд, это очень серьезная составляющая бизнес-обучения, — говорит директор международной бизнес-школы EMAS Ольга Коляда. — Кроме того, у нас достаточно «разношерстная» публика, а ведь всегда интересно, чем занимается человек другой профессии или другой специализации».

Карман для кадров

Рождение еще одной бизнес-школы — Института кадрового развития — происходило буквально на глазах, за считаные месяцы. Хотя идея создания витала в воздухе уже давно. Издавна наш город считали «карманом» России. А как «в кармане» может не быть квалифицированных кадров? «Конечно, бизнес-школы нужны сегодня как воздух, — говорит Алексей Гойхман. — В ИКР мы будем готовить управленцев-практиков, в первую очередь опираясь на интегральный подход.

Меня часто спрашивают об окупаемости учебы: когда ее ждать и будет ли она на должном уровне. Отвечаю: ни то, ни другое измерить нельзя, но эффект от пребывания сотрудника в нашем учреждении мы гарантируем».

В целом на рынке бизнес-школ, как и на любом рынке, спрос рождает предложение. Наверное, они будут существовать, пока живет бизнес.

Кстати

Даже те, у кого катастрофически не хватает времени, сегодня могут воспользоваться услугами дополнительного образавания. Например, учебный центр «БАЗИС» предлагает нижегородцам курсы дистанционного обучения. Само собой, это очень удобно: можно «застолбить» любое время и место для занятий.

Кроме того, повышается эффективность, потому что программа подразумевает индивидуальное общение преподавателя со студентом (используется электронная почта и видеосвязь). Даже практические задания студент выполняет в том же объеме, как и при очной форме обучения. Еще один, и пожалуй самый весомый аргумент в пользу дистанционных курсов, – цена. Она примерно в два раза ниже, чем при стандартном варианте.

Источник: Фото предоставлено бизнес-школой НИУ ВШЭ

2061

Комментирование данного материала запрещено администрацией.