Бездорожье уже не беда?

07:00 — 20.11.2012

Евгений Спирин

Кому нужны эти дороги?!

Кому нужны эти дороги?!

Автор фото: Юрий Правдин

Бездорожье уже не беда?

07:00 — 20.11.2012

Евгений Спирин

Из бессмертной гоголевской поэмы всем известно о двух бедах России. Не знаю, как с первой, а с дорогами, точнее бездорожьем, мы справляться научились. Правда, не столько с помощью строительства новых магистралей, сколько созданием техники, преодолевающей любое бездорожье.

Казалось бы, парадокс, но наибольшее развитие производство вездеходов получило в нашей области, по плотности дорожной сети занимающей одно из первых мест в стране. Впрочем, ничего удивительного здесь нет.

Вездеходы начинались с танков

Базой подготовки специалистов для предприятий автомобиле- и машиностроительной отрасли в Нижегородской области является НГТУ им. Р. Е. Алексеева. В годы Великой Отечественной войны на автомобильном факультете технического университета была организована подготовка инженеров по военным специальностям «Авиамоторостроение» и «Танки». Кстати, один из первых отечественных танков, разработанный в начале 20 века дедом знаменитого актера Александром Пороховщиковым, назывался именно «Вездеход».

Первая из названных специальностей базировалась на кафедре «Двигатели внутреннего сгорания», а для подготовки инженеров по второй специальности в 1945 году была организована новая кафедра «Гусеничные машины».

Само же производство вездеходной и снегоболотоходной техники было развернуто на Заволжском заводе гусеничных тягачей. Он был основан в 1949 году как ремонтно-механический завод и занимался ремонтом строительной техники: бульдозеров, тракторов, экскаваторов… В 1967 году завод перепрофилирован на производство гусеничных транспортеров.

Длительное время именно это предприятие было отечественным лидером в производстве подобной техники. В настоящее время ЗЗГТ входит в компанию «РМ-Терекс» корпорации «Русские машины». «РМ-Терекс» — совместное предприятие с американской корпорацией Terex, созданное в мае 2012 года.

ФСБ, МЧС, МВД…

В 1982 году по инициативе управления Верхне-Волжскими магистральными нефтепроводами в нашей области сложился творческий коллектив для проведения теоретических, экспериментальных и опытно-конструкторских работ по определению путей совершенствования гусеничных движителей машин различного назначения. Со временем этот коллектив под руководством доцента НГТУ Николая Веселова оформился как специальное конструкторско-технологическое бюро транспортных и технологических машин (СКТБ ТТМ), а с 1990 года — в самостоятельное предприятие — ЗАО «Транспорт».

На сегодняшний день в России примерно 70 процентов рынка вездеходных машин занимает продукция ЗЗГТ и «Траснпорта». Нижегородские заводы выпускают гусеничные и колесные машины для многоцелевого использования — обслуживание, ремонт и поддержание работоспособности нефтегазопроводов и линий электропередачи, оперативная и патрульная работа различных служб: МЧС, МВД, пограничной службы ФСБ РФ, медслужб, лесного хозяйства…

Не проедем, так поплывем

В том же Заволжье несколько лет назад группа специалистов основала новое производство, ООО «СпецТранМаш». Оно занимается опытно-конструкторской работой и производством сочлененного двухзвенного гусеничного снегоболотохода.

Первенцем предприятия стал гусеничный двухзвенный снегоболотоход ТТС-3404. По замыслу конструкторского коллектива, он предназначен для перевозки грузов, людей, технологического оборудования в условиях бездорожья, снежной целины, по сыпучему песку, тундре без повреждения растительного покрова. Снегоболотоход также способен вплавь преодолевать небольшие водные преграды.

Традиционным для нашего бездорожья транспортом решили заняться и фирмы, для которых это направление не является основным. Это павловский «Вектор движения» и богородское ООО «КОМ». Оба предприятия вошли в реестр инновационных малых и средних предприятий Нижегородской области: павловчане с проектом колесного плавающего вездехода, а богородчане — с идеей высокотехнологичного серийного производства снегоболотоходов северного исполнения «РУСАК-вездеход».

Конечно, новичкам тягаться с признанными лидерами внедорожного «жанра» рановато, но кто знает, что будет впереди…

Комментарий

Владимир Нефедов, министр промышленности и инноваций Нижегородской области:

— Среди производителей плавающей гусеничной техники для сугубо мирных целей в России заметно выделяются несколько предприятий. Продукция нижегородских ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей» и ЗАО «Транспорт» сегодня в особой рекламе не нуждается, ее знают, приобретают и эксплуатируют в самых отдаленных географических точках страны и за рубежом.

Помимо этого в области работает еще ряд компаний, специализирующихся на производстве вездеходной техники. Но неизменным остается одно: большинство сотрудников этих компаний являются выпускниками НГТУ, имели большой производственный опыт на предприятиях машиностроительной отрасли региона.

Богатый опыт инженеров и конструкторов нижегородских компаний позволяет постоянно предлагать новые разработки вездеходов, и высокая квалификация специалистов обеспечивает выполнение любого заказа в точном соответствии с техническим заданием, учитывая требования покупателя.

1998

Комментирование данного материала запрещено администрацией.