Возвращение к осторожности

07:00 — 03.11.2012

Алексей Ларин

Возвращение к осторожности

07:00 — 03.11.2012

Алексей Ларин


Накануне Дня народного единства, накануне дня Казанской иконы Божией Матери, накануне солидарного народного и церковного празднования Патриарх Кирилл неожиданно дает сигнал к отступлению. Именно так выглядят его призывы к духовенству ответственнее относиться к публичным заявлениям и перестать эпатировать публику громкими заявлениями и неоднозначными предложениями. Дабы таких искушений не возникало, Предстоятель попросту запретил священнослужителям участвовать в телевизионных ток-шоу, указав, что сама их атмосфера провоцирует участников на громкие, эпатажные и часто безответственные заявления. Отдуваться за которые потом приходиться всей Церкви.

Вот не удержаться тут от ремарки, сама просится на лист. Как все-таки хорошо, что Патриарх имеет право и возможность запретить своим подчиненным публично произносить глупости. Запрет этот будет выполняться безукоризненно, можно не сомневаться. А вот могут ли президент, премьер или паче того председатель Госдумы запретить своим подчиненным публично производить вербальные глупости в промышленном масштабе? Светское чиновничество, в отличие от церковного, увы, практически неконтролируемо, и ему, увы, никак не запретишь выступать по телевидению или в других средствах массовой информации.

Патриарх свой клир пока что контролирует. И если он не может уследить за каждым заявлением каждого священника, то может запретить выступать от своего имени вообще или, по крайней мере, призывает к необходимости взвешивать каждое слово. «Надо быть ответственным за все то, что говорим, особенно публично. Дискуссия часто эмоционально увлекает людей настолько, что тормоза отпускает, — заявил Патриарх на форуме „Вера и слово“ в храме Христа Спасителя. — Народ вообще устал от эпатажа — от хлестких слов, в которых мало смысла, но много желания произвести впечатление… себя пропиарить».

«Мы бываем свидетелями эпатажных заявлений священнослужителей, — продолжал Патриарх, — заявлений ни к селу ни к городу, простите. Либо это результат эмоциональной инерции — вовлекся и уже остановиться не может, либо это недостаток ответственности за то, что говорит священнослужитель… Сдуру брякнул, а потом два месяца Интернет гудит и разбирает эти шуточки. А в это время Церковь делает важные заявления перед лицом внешнего мира о семье, о браке… а все положительные импульсы потонули в обсуждении шуточки. Мы же не клоуны».

Это можно считать заботой об имидже, это можно считать заботой о репутации. Это в любом случае является определенным отступлением Церкви если не из общества в целом, то, как минимум, из медийного пространства. Что нельзя не признать разумной тактикой на фоне скандалов и громких кампаний последнего года, связанных с Церковью вообще и Патриархом в частности.

Не то чтобы у Русской православной церкви не было талантливых спикеров и полемистов, способных достаточно ярко и убедительно отстаивать церковную позицию и политику. Есть, и даже немало. Проблема в том, что в силу темперамента, убеждений или личных отношений иные священнослужители могут излишне бурно высказаться по теме, по которой вообще-то лучше было бы промолчать. И ведь с канонической точки зрения они могут высказаться вполне правоверно, но с точки зрения текущего момента, текущих интересов Церкви это может быть не вполне к месту, не вовремя, не по делу и вообще без надобности. Поэтому и призывает Патриарх к осторожности, поэтому и требует, грубо говоря, «фильтровать базар», дабы не отпугнуть и не отвадить от Церкви тех граждан, что пока лишь присматриваются, может, изредка заходят в храм, но до сих пор еще не стали из «захожан» прихожанами.

Отчасти потому, что их пугает суровость иных проповедников, и они отождествляют эту суровость и безапелляционность со всей Церковью. Отчасти потому, что их настораживает чересчур консервативный или чересчур либеральный настрой иных «телевизионных» батюшек, и они, придерживаясь противоположных взглядов, начинают испытывать недоверие ко всей Церкви. Ляпнет один иерей, что хорошо бы кремировать Ленина, а прах его на Луну запустить, да лучше на темную сторону, чтоб «не отсвечивал», — и Церковь теряет контакт с коммунистами, некоторые из которых вполне могут быть потенциальными христианами. Другой предложит сорвать концерт Мадонны, сообщив о заложенной бомбе, — и знатная часть либералов вслед за коммунистами отвернется от Церкви.

И тот, и другой батюшка вполне правоверные священники, верные чада Русской православной церкви и никакие не еретики. Однако оба они же являются знатными медийными персонами, и привычка играть на публику порой с ними самими играет злую шутку. Телевизионный формат, особенно формат ток-шоу, априори не предполагает взвешенного, вдумчивого, подробного разъяснения позиции. Приходится оперировать лозунгами, тезисами, цитатами, скатываясь либо к банальности, либо к эпатажу. И то, и другое — крайности, отсекающие большую часть остальной аудитории. А ведь Церковь отсекает от себя членов только по догматическим причинам, и никак иначе. Все иные разделения и отделения являются либо ложными, либо условными, либо просто ничтожными. Да только вот как это объяснить тем, кто сам себя отделяет от Церкви, искренне при этом считая, что это Церковь их отделяет своей позицией и своей политикой? Формат ток-шоу для таких объяснений явно не подходит.

Патриарх дает сигнал к отступлению, Патриарх возвращает клир к осторожности. Меньше слов, больше дел. Меньше информационных поводов, высосанных из пальца, меньше скандальных заявлений и бурных реакций на подобные заявления. Больше кропотливой низовой работы с паствой, серьезной, не телевизионной, дискуссии с конкурентами и оппонентами. «Мы должны стремиться не к унижению, а к исправлению наших оппонентов, — призвал Патриарх. — Божиим промыслом враги Церкви нередко становились проповедниками ее истины — и мы верим, что такое возможно и в наши дни. Поэтому православный человек должен всегда с достоинством вступать в дискуссии, понимая, что он говорит и как… Это не означает уходить в сторону от вызовов — на них нужно отвечать. Но наш ответ интеллектуально, духовно, культурно должен быть на порядок выше нападок».

Так что, может, это и не вполне отступление. Скорее, передышка, передислокация, подтягивание резервов. Может, всё, что было в этом году, — всего лишь разведка боем? И настоящие сражения еще впереди? Патриарха можно понять и в этом смысле.

1790

Комментарии (2):

08:01 — 08.11.12, Санька-комиссар

Искренно приветствую объявленный шаг РПЦ в направлении к консолидации общества. Думаю лишь, что на фоне всех предидущих ее действий это останется незамеченным.


19:06 — 10.11.12, Куклин Юрий

Хорошо бы ещё призвал патриарх воздержаться от непродуманных действий, а то уже заслужил прозвище "пыльный патриарх" за своё чудесное умение извлекать миллионы из пыли.

Комментирование данного материала запрещено администрацией.