Сетевики рвутся в сети

07:00 — 30.10.2012

Александр Шальнов

Сетевики  рвутся в сети

Автор фото: Юрий Правдин. Коллаж Станислава Редошкина

Сетевики рвутся в сети

07:00 — 30.10.2012

Александр Шальнов

По итогам 2012 года онлайн-продажи товаров в нашей стране вырастут на 28 процентов, и к 2015 году рынок розничной электронной торговли, по прогнозам компании Data Insight, составит 800 миллиардов рублей (против примерно 310 миллиардов в 2011 году). Поражают не столько конечные цифры (хотя и прошлогодние результаты продаж могут покрыть три бюджета нашей области), сколько галопирующий рост рынка.

Тяжеловесы чуют прибыль

В последнее время нишу пытаются осваивать не только родоначальники виртуальной торговли, но и тяжеловесы-сетевики. Ритейл больше не хочет ограничиваться арендованными площадями торговых центров. Если покупатель не идет в магазин ногами, то пусть сделает это с помощью нехитрого движения рук, снабженных компьютерной мышкой. Рекламные плакаты с логотипами известных продавцов-тяжеловесов чуть ли не с каждого столба призывают покупать в онлайн.

Но, как прогнозируют участники крупнейшей в России ежегодной конференции «Электронная торговля-2012», которая на прошлой неделе состоялась в Москве, вскоре рост электронного рынка за счет простого переманивания покупателей из оффлайна в онлайн закончится. Поэтому борьба развернется в новой плоскости: в лидерах будет тот, кто сможет заставить клиентов не просто покупать в Интернете, а делать это все чаще и чаще.

По данным компании InSales, занимающейся разработкой и анализом электронных торговых площадок, сейчас в нашей стране виртуальной торговлей занимается почти 25000 розничных интернет-магазинов. В 2010 году этот показатель составлял только 16000, то есть налицо рост в 56 процентов. Естественно, этот скачок количества участников рынка сыграл не последнюю роль в общем росте годовых объемов интернет-продаж.

Триллионный порог

Если рассматривать товары, которые выводят виртуальные магазины в лидеры, то тут уже несколько лет нет равных категориям «Электроника и бытовая техника», «Компьютеры, ноутбуки, комплектующие», «Одежда, обувь». Суммарный объем продаж этих товаров в денежном выражении составляет больше трети всего объема электронной торговли.

Но что интересно. Если рассматривать итоги прошлого года с точки зрения объемов оборота конкретных магазинов, то в тройке не окажется ни одного магазина из этих флагманских сегментов. Это значит, что лидерство они захватывают не из-за развития продаж, а за счет общего количества магазинов, торгующих, например, техникой.

Это подтверждается и другим исследованием компании InSales, которая не поленилась и проанализировала степень монополизации каждого сегмента рынка, то есть выяснила, насколько оборот в целом сосредоточен вокруг крупных или распределен между мелкими игроками. Самыми монополизированными оказались «Товары для офиса», «Книги», «Продукты питания». В целом, этот показатель совпадает с оценкой рейтинга лучших интернет-магазинов.

Как один из основных трендов на конференции интренет-продавцов было отмечено и то, что розничные оффлайн-ритейлеры начинают активно выходить на электронные рынки. Понятно, что это резко повысит конкуренцию и, естественно, сделает былью предположения экспертов о том, что рынок электронной коммерции в России всего за пару-тройку лет приблизится к триллионному порогу. Сейчас несколько больших и известных компаний, торгующих бытовой техникой, приближаются к первой десятке по объемам продаж через Интернет, и их доля на рынке только будет расти.

Следующая остановка — «Вконтакте»

Впрочем, и просто сама по себе собственная интернет-площадка уже потихонечку превращается во «вчерашний день». На повестке дня для торговцев правильное использование всемирного бума на Социальные сети. Развитием методик использования Facebokk’е, «Вконтакте» и прочих «твиттеров» как инструмента маркетинга занимаются так называемые SMM-менеджеры (от Social media marketing). Естественно, это довольно новое направление в интернет-рекламе, и специалистов, особенно в России, пока не очень много.

В SMM основной упор делается на создании контента, который люди будут распространять через Социальные сети самостоятельно, уже без участия организатора. То есть это не обычная реклама-пропаганда, это скорее реклама, которая действительно интересует людей, привлекает их, заставляет рассказать о ней друзьям. Поэтому считается, что сообщения, передаваемые по Социальным сетям, вызывают больше доверия у потенциальных потребителей услуги.

Кроме того, Социальная сеть позволяет контактировать с целевой аудиторией и дает возможность напрямую обращаться к потенциальному потребителю и мгновенно получать обратную связь. Поэтому известные бренды активно позиционируют себя в подобном сегменте, считая это одной из важнейших частей общего PR и маркетинга своей компании.

Фанаты бренда

При этом мониторинг социальных медиа дает маркетологам просто невиданные ранее возможности анализа позиций их компании, еще пять-десять лет они о таком даже и мечтать не смели.

На основе этих данных можно отслеживать отклики и запросы потребителей на товары и услуги, анализировать активность конкурентов и их стратегии на рынке, измерять в конкретных цифрах эффективность проводимых акций, оценивать резонанс на те или иные события, связанные с брендом.

Группа в Социальных сетях позволяет объединить вокруг компании преданных покупателей, фанатов бренда, которые зачастую составляют основу для успешных продаж.

Понятно, что из-за «молодости» этих технологий сейчас в России это могут позволить только по-настоящему крупные компании. Но чем быстрее люди будут осваивать соцсети, тем больше компаний будут проникать туда, раскручивать свои товары, увеличивая тем самым объемы интернет-торговли.

Павел Федоров, директор интернет-магазина «Планета 220»:

— Плюсов у интернет-торговли как для продавца, так и для покупателя очень много. Во-первых, это больший, по сравнению с обычными магазинами, ассортимент, так как виртуальные площадки не привязаны к торговым площадям. Во-вторых, магазин за счет меньшего штата сотрудников и минимальной арендной платы может позволить себе снизить цены относительно оффлайн магазинов. Кроме того, совершая покупки через Интернет, покупатель ничего не теряет в сфере защиты прав потребителей, так как электронная торговля регулируется теми же законами, что и обычная.

Существует мнение, что главный минус состоит в том, что перед покупкой нельзя потрогать товар, посмотреть на него, что называется, вживую. На самом деле фактически всегда клиент имеет возможность потрогать и посмотреть то, что он покупает: либо на пункте выдачи, либо когда курьер доставит ему покупку.

Андрей Цветков, юрист-консультант дирекции по управлению дивизионом «Волга» ОАО «ЕВРАЗ Металл Инпром»:

— Всеми правами и гарантиями, которые прописаны в Гражданском кодексе РФ, Законе «О защите прав потребителей», обладают также граждане, делающие покупки по Интернету. Определенные же особенности подобной торговли установлены Правилами продажи товаров дистанционным способом. Продавец должен предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы и многом другом.

У покупателя есть возможность отказаться от товара в любое время до его передачи, а после — в течение 7 дней. Причем если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от него в течение 3 месяцев.

Так, в случае отказа от товара, купленного через Интернет, продавцы нередко идут на хитрость и взыскивают с покупателя штраф (например, 30 процентов от стоимости приобретенного товара). Данное условие незаконно, продавцу возмещаются только затраты на доставку.



1723

Комментарии (3):

07:56 — 30.10.12, Aleksandr.Kulesh

по мне так смм не долго жить осталось. очередной маркетинговый ход. а какой от него толк? эффективность измерить нельзя. никаких правил, формул нет. как в сео, например. и за что платить? как рассчитать здесь что-то можно? либо у нас этот рынок еще абсолютно не развит, либо все это реальная лаже.


10:56 — 30.10.12, Ekaterina.Egorova

А при чем здесь seo? Это абсолютно разные инструменты. Оно ориентировано на удовлетворение уже существующего спроса. А с помощью smm мы как раз можем формировать этот спрос, а так же имидж, интерес к продукту, вести диалог и пр. А это ну никак не укладывается в модель seo. Может, поэтому сеошники так противятся smm?) Да и seo тоже не дешевый инструмент, а результата может и не быть, верно)


11:54 — 30.10.12, Alexander.Kulesh

результата может не быть, если вы не знаете, как это работает и обращаетесь в сомнительное агентство, где с вас будут только высасывать деньги. и чем плохо т о, что здесь ведется работа с уже существующим спросом? это куда проще, чем пытаться этот спрос сформировать, а только потом что-то продать. просто нужно оказаться в нужном месте. в конце концов, это может вам ничего не стоить, если вы хотя бы попытаетесь разобраться, что поверьте мне, не так сложно, как все думают. плюс сейчас возможностей куда больше. помимо книг есть обучающие видео, их можно найти погугив немного, при чем бесплатно! или вебинары, тоже кстати бесплатные, так что тут все от желания зависит. а возможности всегда найдутся.

Отредактировано администрацией

Комментирование данного материала запрещено администрацией.