Облико морале не в чести

07:00 — 30.10.2012

Полина Кульбякина

Облико морале не в чести

Автор фото: Юрий Правдин. Коллаж Станислава Редошкина

Облико морале не в чести

07:00 — 30.10.2012

Полина Кульбякина

Порой этимология слова очень много говорит о психологии народа — носителя языка. Взять хотя бы «страхование»: в английском языке в его основе («insurance») — «sure», то есть «уверенность», в немецком похожая ситуация: «Versicherung» от «sicher» — «уверенный», «безопасный». А в русском что? Даже ребенок знает, ну или догадывается, что «страхование» произошло от слова «страх».

Спектр без интереса

Чего уж там скрывать, отечественная система страхования от идеальной далека. Даже до Европы пока как до Луны. И тем не менее в условиях развивающейся экономики она имеет огромные перспективы. Прямое подтверждение этому — постоянно растущее число компаний, предоставляющих подобные услуги. Тут действует главный закон рынка: спрос рождает предложение.

Очевидно, что человек идет в страховую, когда ему есть что страховать и есть на что это делать. Посему довольно справедливым будет утверждение, что уровень благосостояния граждан все-таки растет. В противном случае в услугах страховых компаний нуждалась бы только деловая элита.

Однако, как известно, ни одна бочка меда не обходится без ложки дегтя. Если обратиться к анализу спектра услуг, предоставляемых страховыми, можно понять: существует всего несколько основных видов, за их пределы интересы компаний не выходят. Традиционными были и остаются страхование имущества (в том числе жилья), жизни и здоровья, а также автогражданской ответственности. Конечно, классификация довольно условна и может варьироваться в зависимости от политики той или иной фирмы. Но без учета погрешности она выглядит именно так.

Сто евро за «нет» у алтаря

Между тем существует множество ситуаций, которые не вписываются в рамки обозначенной типологии. В Сети любой интересующийся может найти огромное количество нестандартных, порой даже парадоксальных случаев страхования, начиная от частей тела и голоса и заканчивая похищением инопланетянами. Да-да, это не гипербола.

Так, например, голландская фирма Hullberry Insurance Company дает возможность любому желающему застраховаться от введения «сухого закона» в стране, повышения цен на бензин, неудачи в лотерее, пребывания в тюрьме невиновного человека и пр. Даже за «нет» возле алтаря могут выплатить сто евро. Конечно, обманутого жениха или невесту эта сумма вряд ли утешит, но хоть какая-то компенсация. Стоимость страховки при этом составит от 12 до 28 евро в год.

Еще одно полезное предложение — выплата компенсации в случае возможной съемки на скрытую видеокамеру. Если такое произойдет, страховая обязуется выплатить до тысячи евро. Интересно, а в случае, если человек не против съемки, ему все равно положены деньги?

Вопреки всеобщему мнению, в Америке люди пекутся о своем моральном облике. Именно это объясняет, что страховое агентство «Encore Entertainment Insurance Service» страхует от риска «морального падения». Эта услуга особенно популярна у звезд эстрады и видных политиков, репутация которых может пошатнуться от любого «прокола».

Потакание прихоти

Но у нас просто невозможно такое представить. Конечно, виной тому в первую очередь экономические причины: к сожалению, уровень благосостояния наших граждан сегодня не позволяет им прибегнуть к услугам страховой. Впрочем, это далеко не основополагающее обстоятельство.

Президент российского сообщества индивидуальной психологии (СИП) Марина Локоткова считатет, что страховаться у нас не принято в силу особенностей менталитета:

— Это извечное «понадеялся поп на русский авось» срабатывает в подавляющем большинстве случаев. У нас очень сильна вера в то, что все будет хорошо, даже если она не имеет никаких оснований, причем проявляется это практически во всем.

Получается, что нетрадиционное страхование сегодня — это прихоть, которой очень дорого потакать.

— Если говорить о распространенной за границей традиции страховать части тела или иные свои достоинства, то у нас гораздо больше ценятся связи, умение себя подать и создать вокруг собственной личности ажиотаж, — говорит Марина. — Мало кто добивается признания с помощью внешности или голоса. Сам факт страхования в данном случае был бы более оправдан в качестве удачного пиар-хода, а не в потенциальной возможности получить страховую выплату.

В иных случаях те же творческие люди (но именно творческие, которым важно создавать, а не просто быть в шоу-бизнесе) обращаются в компании потому, что им просто страшно жить в реальном мире. Всем известно, что гениальность и безумие зачастую неразделимы. Поэтому часто и охрану нанимают, и жизнь страхуют.

Причуды порвут схему

Некоторое движение вперед в страховом вопросе уже наблюдается, но только в том, что касается более приземленных материй. Здесь можно упомянуть о страховании зарплаты — это новая услуга, которая уже есть далеко не у одной компании, расположенной на территории области.

Скажем, «Альфа-страхование» предоставляет ее тем, кто берет ипотеку: если в процессе выплаты кредита клиент теряет работу, то в течение трех месяцев деньги за него выплачивает страховая. Заинтересованному лицу это обойдется аж в 500 тысяч рублей в год. За месяц существования услуги пока только один горожанин изъявил желание застраховаться. Но и здесь оригинальность идеи под сомнением.

— Я точно не знаю, но думаю, что пришло это из-за рубежа: там такие страховки давно работают и пользуются спросом, — говорит начальник отдела банковских продаж Сергей Верещагин. — Если такое произойдет и у нас, то, возможно, они будут распространяться и на потребительские кредиты. В остальном мы действуем по традиционной схеме, в России страхование более конкретное. Даже если страховка называется необычно, суть ее приближена к стандарту.

Остается только верить, что скоро отечественный страховой рынок покорит новые высоты, и каждый гражданин сможет себе позволить воплотить в жизнь самые причудливые страховые идеи. Вполне возможно, что скажет свое веское слово и вступление России в ВТО. Почувствовав конкуренцию со стороны иностранных компаний, местные страховщики тоже перейдут от так любимого «трио» традиционных услуг к более широкому спектру предложений.

1692

Комментирование данного материала запрещено администрацией.