Когда работа праздник

07:00 — 27.10.2012

Борис Жуков, заслуженный учитель РФ, член Союза журналистов России, лауреат премии г. Нижнего Новгорода

Когда работа праздник

07:00 — 27.10.2012

Борис Жуков, заслуженный учитель РФ, член Союза журналистов России, лауреат премии г. Нижнего Новгорода


Недавно в Законодательном собрании Нижегородской области прошла очередная персональная выставка члена Союза художников России, известного графика и живописца Александра Павловича Бутусова.

Более тридцати картин — крохотная часть написанных им пейзажей и натюрмортов. А ведь Бутусов еще и замечательный мастер портрета («Пушкин в Болдине», «Горький и Шаляпин», «Композитор Касьянов», «Артист Левкоев», «Писатель Кочин» и др.), исторических картин, в том числе — монументальных.

Виртуозно владея карандашом, пером, кистью, сухой иглой, он пользуется всеми видами красок: гуашью, акварелью, фломастером, сепией, темперой, пастелью, масляными красками, порой какие-то из них очень органично сочетая. Работает по бумаге, картону, холсту, дереву, металлу. Им прекрасно освоены разнообразные виды гравюр: офорт, эстамп, акватинта, линогравюра, ксилография. С этим связано увлечение жанром экслибриса и достижения на этом поприще. Экслибрисы его — в музеях и частных коллекциях не только России, но и Минска, Варшавы, Вены, Лондона, Майнца, Брюсселя, Рима, Мадрида, Копенгагена и пр.

К высокому мастерству он шел путем упорного труда и постоянного ученичества: школьные уроки рисования, изокружок Дворца пионеров, художественное училище, факультет графики художественного института и неустанная титаническая работа. Выбор объекта, ракурса его изображения, компоновка деталей с учетом перспективы, игра света и тени, колористика — безусловные составляющие ремесла художника.

А вот умение фантазировать, вложить подтекст в изображаемое, вдохнуть в него настроение — уже определяющие степень его одаренности.

Изумительные пейзажи с тихими речками и озерцами, с мостиками и мостками, белые церкви и церквушки на фоне зелени, неба и облаков, одинокие крепкоствольные сосны, по-весеннему буйная сирень — все в изображении Александра Павловича полно поэзии, чарующего лиризма.

Картина «Пейзаж с рыбаком» лишний раз подчеркивает мастерство художника, скупым намеком дающего понять, какое это время года. Речушка, сквозь прибрежные кусточки — фигура рыбака на лодке, на том берегу ельничек, на переднем плане рябинка с облетевшими листьями и реденькими гроздочками ярко-красных ягод, резко контрастирующих с хмарью осеннего дня. Такое близкое, такое родное…

Иные картины дают повод поразмышлять. «Забытый дом» — одна из таких. Где-то вдали угадывается деревня, а на отшибе в сплошном бурьяне домишко, неплохо сохранившийся. Но вокруг ни души. С этого и начинается умирание деревни.

А как удаются мастеру «Родные просторы»! Не только с Волжского откоса, но с любого крутого берега реки увиденные им земные дали кажутся необъятными, а небо — бесконечным. Любимее всего — Нижний Новгород, его кремль. Здесь самобытные виды от Скобы, Георгиевской башни — вниз, со стороны Чкаловской лестницы, с Нижне-Волжской набережной. И во всех — акцент на мощь и величие древних стен крепости. Грандиозны запечатленные А. П. Бутусовым панорамы Макарьевского и Спасо-Евфимиевского монастырей, своеобразно изображена Строгановская церковь. Главное — все сработано с великой любовью.

Не верится, что автору 80. Выглядит гораздо моложе, как всегда, подтянут, энергичен, деятелен, полон планов. О себе Александр Павлович говорит: «Для меня работа — праздник. Меня переполняет радость всякий раз, когда поглощен написанием очередной картины». Это сродни гоголевскому: «Высшее наслаждение человека — творить».

Остается удивляться, почему этот образованнейший художник, автор сотен разножанровых картин, владеющий всеми секретами изобразительного искусства, талантом широчайшего масштаба, до сих пор — не заслуженный.

1997

Комментирование данного материала запрещено администрацией.