Крестоносцы

07:00 — 18.10.2012

Алексей Ларин

Порой чувства верующих нуждаются и в земной защите

Порой чувства верующих нуждаются и в земной защите

Автор фото: Юрий Правдин

Крестоносцы

07:00 — 18.10.2012

Алексей Ларин

Ну да, исторические аналогии с заголовком напрашиваются сами собой. У кого-то они вызывают отрицательные эмоции. У кого-то положительные. У кого-то вообще не вызывают никаких. Но в данном конкретном случае показалось удобным воспользоваться известным термином для определения участников разворачивающихся на наших глазах новых и довольно любопытных процессов.

Обращение игумена Сергия

Недавно в московской и сетевой тусовке изрядный шум наделало попавшее в СМИ обращение игумена Сергия (Рыбко), призвавшего «применять физическую силу», дабы останавливать кощунников и не допускать осквернения храмов. Обращение это, как пояснил сам игумен Сергий, уже месяца два висит в виде листовки у входа в храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище в Москве. Но широкую общественность оно возбудило только на прошлой неделе, когда текст листовки попал в средства массовой информации и Интернет.

В общем, то, что началось дальше, понятно и предсказуемо. Игумена тут же обвинили в агрессивности, призывах к насилию, разжигании розни и т. д., и т. п. Даже главное управление по противодействию экстремизму высшего полицейского ведомства решило провести проверку. «В МВД России обеспокоены такого рода заявлениями, содержащими призыв к противоправной деятельности. Все они будут внимательно изучены и отправлены на исследование, по результатам которого будет принято процессуальное решение», — сообщил представитель управления. Он также подчеркнул, что Министерство намерено решительно пресекать любые попытки разжигания ненависти и вражды вне зависимости от того, кто является их инициатором и каких позиций придерживается. (Это, кстати, о якобы полной консолидации власти и Церкви).

Но дело не в этом. Проверка, конечно, закончится ничем; обвинения в адрес отца Сергия смехотворны — это признают и профессиональные юристы. Призыв к прихожанам защищать свои храмы от пытающихся учинить в них какие-то непотребства даже с самой большой натяжкой экстремистским не назовешь. И сам игумен, и его сторонники, и адвокаты запросто могут сказать, что в обращении призыв к пресечению беспорядков и противоправных действий, а вовсе не к совершению оных. И будут правы. И возразить им будет нечего. Тут все понятно и не очень даже интересно. Интересно другое.

Светское и церковное

Почему это обращение вообще появилось? И почему вызвало столь бурную реакцию? Ведь к чему, по сути, призывает игумен Сергий? К тому, чтобы прихожане, на чьих глазах некие «артисты» решат устроить в храме нечто похабное и непристойное, выпроводили их за порог, придав надлежащее ускорение пинком под зад. Это и называется «применить физическую силу», потому что на некоторых людей простые и даже матерные увещевания не действуют.

Сам игумен готов даже от этого отказаться, если будет принят закон об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих. Он не от хорошей жизни призывает прихожан самих защищать свои храмы, а потому лишь, что государство в лице правоохранительных органов не в состоянии пока что обеспечить оную защиту.

А потребность в ней в последнее время многократно усилилась. Порча икон, осквернение храмов, спиливание крестов — все это приобрело характер эпидемии, если не спланированной кампании. Про обещание украинских девчат из группы FEMEN приехать в Россию и начать пилить и ломать кресты забывать тоже не стоит. И как поступать настоятелю храма, на чьих глазах происходит нечто подобное? Что ему делать?

А вот ничего не делать, утверждают особо задетые обращением игумена Сергия личности. Не имеете вы, христиане, права применять силу, и все тут! Вам даже Христос советовал подставлять левую щеку после удара по правой, так что терпите.

Христос, вообще то, много чего советовал, но речь сейчас не об этом. Речь о том, что определенная часть православного общества уже не готова терпеть и прощать. Среди них есть и церковные, и светские, и священники, и миряне. Они объединяются, они активизируются, они выдвигаются на первый план. Это очень непривычно для нашего общества, когда религиозная мотивация становится определяющей в общественных процессах и политических решениях. С отвычки у некоторых возникает стойкое отторжение, вызывающее рефлекторное воспоминание о том, что «религия должна быть вне политики» и что «государство и Церковь у нас разделены по Конституции».

Нераздельное

Это, конечно, прелестно, но на практике трудно представимо и еще труднее реализуемо. Как разделить в чиновнике веру и политику, если он действительно верующий и если хочет работать в правительстве? Нам такое сочетание кажется непривычным и лицемерным. Стоит почаще обращаться к американскому опыту, где все политики религиозны до пафоса и каждый, при случае, сошлется на Писание. Если бы у нас кандидаты в президенты начали цитировать Библию и обосновывать свои действия религиозными мотивами, крики о слиянии Церкви и власти усилились бы десятикратно.

К этому и впрямь трудно привыкнуть, но привыкать придется. Верующих людей становится больше. Они становятся активнее, в том числе и политически. И ведь не от хорошей жизни, а потому лишь, что вынуждены защищать свою веру и свои ценности от нападок и оскорблений со стороны.

Прямая речь

Уважаемые прихожане! В связи с участившимися нападениями на храмы и осквернением православных святынь прошу обращать внимание на подозрительных посетителей. В случае намерения с их стороны каких-либо бесчинств, краж икон, мощей, особенно же попыток проникнуть на амвон и в алтарь, незамедлительно принимайте меры: громко зовите на помощь, обращайтесь к охранникам, не стесняйтесь своими силами остановить кощунников.

Из обращения игумена Сергия (Рыбко).

Думаю, что игумен Сергий Рыбко своим заявлением бросил некий клич, используя узкое место в том, что мы называем социальной позицией РПЦ. В ней очень четко прописано, что если законы государства, позиция власти будут противоречить позиции Церкви, то она имеет право на акт гражданского неповиновения… Это исторически выверенный ход, так было и в царской России. Таким образом защищались честь и достоинство людей, которые посещали храмы.

Глава Российского объединенного союза христиан-пятидесятников Сергей Ряховский.

По законодательству любой человек имеет право на защиту, есть же необходимая самооборона. Нужно взять во внимание, что в последнее время участились атаки на церкви, причем не только православные. Многие конфессии стоят на том, что, если на них нападают, нужны элементарные нормы защиты».

Научный сотрудник Института религии и права Инна Загребина.

По страницам СМИ

«Заявления игумена Сергия Рыбко вызвали в МВД беспокойство. Но юристы и коллеги полагают, что в словах отца Сергия в любом случае экстремизма нет».

«Взгляд».

Экспертное мнение

«Православный христианин может относиться к текущему режиму как угодно, в том числе весьма негативно, но для него борьба с режимом не является предельным интересом. Для него предельным интересом является Христос. Идея удалиться от Чаши потому, что люди, которые стоят рядом, чужды борьбы с режимом, покажется ему дикой. Его враждебность к режиму может быть политической, но не религиозной, в то время как революционный интеллигент требует именно религиозного, предельного отношения к этой борьбе».

Публицист Сергей Худиев.

Источник: Высказывания взяты из электронной версии газеты «Взгляд»

2344

Комментирование данного материала запрещено администрацией.