Памятник славы и слава памятника

07:00 — 13.10.2012

Альбертина Кессель

Памятник славы и слава памятника

07:00 — 13.10.2012

Альбертина Кессель


Монументы, посвященные великим историческим свершениям, зачастую имеют собственную яркую историю. Это справедливо и в отношении памятников, славящих освобождение от врагов Московского Кремля ополчением Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Петр был первым

Впервые благодарность потомков этим героям была увековечена через два столетия после 1612 года. Хотя справедливости ради следует отметить, что гораздо раньше вспомнил о нижегородском патриоте Петр I. В 1722 году император прибыл в Нижний перед персидским походом. В этот свой второй приезд сюда праздновал 30 мая день рождения, и, «отслушав обедню, он спросил, где могила Минина, и увидев ее, поклонился до земли и сказал: «Вот истинный спаситель Отечества». Вице-губернатором тогда был Юрий Алексеевич Ржевский, прапрадед А. С. Пушкина. Видимо, при нем и был перенесен прах Минина, могила которого находилась около храма, в склеп кафедрального Спасо-Преображенского собора.

И вот уже в новую грозную для Оте-чества пору — наполеоновского нашествия — создавался первый российский памятник Минину и Пожарскому. Поныне стоит на Красной площади всем известная скульптурная композиция, на грани плинта которой сохранилась чуть заметная подпись резцом автора: «Сочинил и изваял Иоанн Петров Мартос из Ични». Почти как автограф древнегреческого ваятеля Фидия, с каковым современники и сравнивали скульптора. Мастер был знаменит, а его творение, восславляющее героев 1612 года, остается одним из самых замечательных памятников.

Российский Фидий

Родился Иван Петрович в 1754 году в старинной казацкой семье на Украине. Никаких сведений о том, кто и почему привез десятилетнего мальчика издалека в Петербург и отдал в Академию художеств, не сохранилось. Но известно, что в 1764 году он вместе с сыновьями из бедных солдатских семей — Михаилом Козловским и Феодосием Щедриным — был зачислен в учебное заведение. В будущем все трое стали великими русскими скульпторами.

Обладатель Большой золотой медали, отправленный с пенсионом за границу, Мартос учился затем в Риме, «делал копии с антиков». По возвращении в Петербург Иван Петрович становится преподавателем в Академии художеств, где трудится до конца своей жизни, воспитав не один десяток талантливых ваятелей.

А собственные наиболее значительные работы создает уже в ХIХ веке. И среди них — главное творение. С 1804 года Мартос начинает трудиться над памятником Минину и Пожарскому.

По деньгам и честь

Сама идея воплотить в монументальном искусстве благодарность потомков спасителям Отечества родилась в Академии художеств, в литературных кругах северной столицы и Нижнего Новгорода. Решили, что памятник должен создаваться на народные пожертвования. Иван Мартос, почетный член «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», предложил в 1804 году свои первые эскизы на обсуждение. Во многих журналах тогда писали, что «Россия скоро увидит монумент великим мужам». Однако все затихло. Скульптор в ту пору работал вместе с архитектором Воронихиным на Успенском соборе Невского проспекта.

Именно нижегородцы в 1808 году еще раз выступили с предложением продолжить сбор средств и работу над памятником. Нижегородский гражданский губернатор А. М. Руновский писал в Петербург, что местное дворянство и граждане губернии просят установить памятник на родине Минина, в Нижнем Новгороде. Александр I это разрешил, как и принять проект Мартоса. В резолюции императора значилось: «приступить к работе безотлагательно».

Однако не получилось из-за финансовых проблем, да и время наступало тревожное. Когда стало ясно, что москвичи средств собрали больше, кабинет министров в 1811 году решает: «Приличнее поставить монумент в Москве, которая была предметом великих дел князя Пожарского и Минина, а в Нижнем Новгороде соорудить памятник из обелиска… на 18000 рублей, что собрали нижегородцы».

Лучшее творение его

Мартос начал работать над новым вариантом памятника. Образы приобретали большую силу и страстность, композиция изменилась. Автор сумел определить должную роль каждому из двух героев, объединив их одним порывом к действию. Шла война с Наполеоном. Один сын мастера воевал в 1812 году под Москвой, другой погиб во Франции. Патриотические чувства самого скульптора побуждали его с особой любовью создавать фигуры легендарных личностей. «Бессмертны герои, чья любовь к Отечеству повергла бы в изумление Рим и Грецию. Кто из прославленных героев древности превзошел мужеством и подвигами Минина и Пожарского?» — писал Мартос в своей программе.

Большое внимание он уделил барельефам на постаменте. На лицевой стороне пьедестала изображен сбор пожертвований нижегородцев. В левом углу барельефа — мужчина, отдающий двух сыновей в ополчение. Скульптор С. И. Гальберг, помогавший Ивану Петровичу, придает его черты лицу этого персонажа.

Только в 1815 году начались сложные работы по подготовке памятника к отливке.

Сначала проездом, потом навсегда

Весной и летом 1817 года памятник и постамент переправляли водным путем из Петербурга в Москву. Вот тогда монумент проездом оказался в столице знаменитого ополчения Смутного времени. Газеты писали: «1 июля, когда прибыли на родину Минина в Нижний Новгород, памятнику была оказана торжественная встреча. Люди шли и шли…». Знаменательный момент.

Но герои 17 века «прописались» на Красной площади, у торговых рядов. Место выбрал сам И. П. Мартос, заботясь о том, чтобы «осталась площадь чистая». Первый и единственный раз монумент был перенесен — к собору Василия Блаженного — 9 сентября 1931 года.

20 февраля 1818 года, несмотря на мороз, пространство вокруг новой скульптурной группы было заполнено народом. На открытии присутствовал Александр I. Гремела музыка, гвардейцы, участники кампании 1812 года, проходили перед монументом торжественным маршем. Это был первый в Москве памятник народным героям.

Позже, уже будучи в солидном возрасте, Мартос создал еще несколько памятников — Ломоносову, Ришелье, Александру I, Потемкину. Скончался Иван Петрович на Страстной неделе в 1835 году в окружении детей и внуков, любимых учеников.

О, Мартос! Муз ваянья друг!

Всяк росс, узря твое творенье,

К Отечеству любовь и дух,

Воздаст хвалу, благодаренье.

Так писал один из поэтов ХIХ века. Ну, а нижегородцы «узрели творенье» Мартоса в родном городе уже в ХХI столетии. Копия знаменитой скульптурной группы, выполненная народным художником России Зурабом Церетели специально для Нижнего Новгорода, позволила воплотить давнюю мечту нескольких поколений наших земляков. Уже 7 лет как на новой благоустроенной площади Народного единства открылся памятник защитникам Отечества 1612 года. И стал у нас одним из символов нового праздника. А ныне он знаменует 400-летие подвига Минина и Пожарского, чья слава питала и питает всё новые славные дела потомков.

2033

Комментирование данного материала запрещено администрацией.