На выборы – с благословением

07:00 — 11.10.2012

Александр Шальнов

На выборы – с благословением

На выборы – с благословением

07:00 — 11.10.2012

Александр Шальнов

Священный синод Русской православной церкви разъяснил порядок, согласно которому священники могут баллотироваться во властные структуры. Теперь служитель церкви во имя борьбы с силами, стремящимися использовать власть для противостояния с православной церковью, могут попросить благословения и выставить свою кандидатуру на выборы, в том числе и по спискам политических партий, не вступая в их ряды. Это все не то чтоб означало массовый приход во власть людей в рясах, но дало повод нашим экспертам поразмышлять о влиянии церкви на политическую жизнь страны.

Идеологическая пустота

— Процесс сближения церкви и государства выглядит вполне логичным, если посмотреть на то, что происходит в нашей стране, — тоном университетского лектора начал Михаил Рыхтик. — В обществе есть запрос на общую для страны систему ценностей (о чем мы неоднократно говорили на наших «посиделках»), которая ответила бы на вопрос, кто мы и куда идем. Светские элиты такой системы так и не могут предложить, церковь это понимает и старается заполнить идеологическую пустоту.

Правда, предупреждает эксперт, в том, что светское государство с радостью принимает подобную активность церкви, нет ничего хорошего. Это тревожный симптом, говорящий о слабости светской власти.

— Да, — соглашается с мнением Рыхтика Иван Юдинцев, — но слабость эта состоит в том, что государство не может защитить церковь от нападок, которые в последнее время участились, поэтому церковь готова делегировать своих людей для того, чтобы они могли делать это сами. Не стоит забывать о том, что сейчас в России выросло новое поколение священников, которые более активны в светской жизни, чем священники в 90-е, — акцентирует внимание эксперт. — На проповедях они обращаются к прихожанам на «вы» и не диктуют им идеологию, а подталкивают людей к размышлению. Вот они и будут идти на выборы.

Если вспомнить, то в 90-е годы священники старались держаться в стороне от власти и занимались исключительно своими внутренними делами. Но с начала 2000-х началось сближение церкви и государства, так как менялся характер самого государства, схлынули волны неконтролируемой демократии, система стала упорядочиваться и требовала единой идеологии. И тут лучшим, а главное, поддерживаемым населением вариантом стало православие. Потому РПЦ возвращались храмы, святыни, чиновники всех уровней публично демонстрировали свою лояльность и даже приверженность православным взглядам. Так постепенно церковь и государство стали сближаться, дружить.

— И теперь РПЦ недовольна тем, что она так «вложилась» в укрепление светской власти, но получила за это слишком малую благодарность, теперь они хотят больше, поэтому идут во власть, — считает Сергей Каптерев.

Корпоративное лобби?

— Особенность нашего государства в том, что все его функции распределены между корпорациями, в том числе такая функция есть и у церкви, — продолжает эксперт. — Поэтому РПЦ постарается расставить во власти своих людей, чтобы лоббировать свои же интересы, в том числе и в борьбе за недвижимость.

— Совершенно верно, у РПЦ как корпорации есть одна слабость — это отсутствие собственных лоббистов в структуре власти, — дополняет Александр Прудник. — К тому же церкви предоставляется шанс продемонстрировать то, что это не просто идеологическая платформа, а реальный политический ресурс.

Поэтому, считает аналитик, главная цель движения во власть — заставить государство не просто сочувствовать церкви, а слушать ее, поддаваться ее влиянию.

— Наше больное общество пытаются не продвинуть вперед, к светским гуманистическим ценностям, а наоборот, заставить сделать шаг назад, — категоричен Прудник.

Но с ним не соглашается Каптерев.

— Ничего такого церковь не хочет. Это элиты посидели, подумали и решили, что использовать политический потенциал церкви будет очень даже удобно, особенно с учетом грядущих муниципальных выборов. Поэтому РПЦ пытаются втащить в эту игру, с ее помощью проще всего легитимизировать власть, — уверен эксперт.

Тревожный симптом

Но в любом случае, какими бы ни были причины взаимопроникновения церкви и власти, эксперты считают это тревожным симптомом, который говорит о нездоровой общественно-политической и этно-конфесссиональной обстановке в стране.

— Как считаете, может быть, выход в том, чтобы в России появились какие-то движения, вроде христианско-демократической партии? — спросил у коллег Иван Юдинцев. — Они бы помогли сформировать мнение православной общественности и профессионально и цивилизованно представлять его в большой политике.

— А зачем вообще нужно выделять православную общественность в отдельную политическую единицу? — не согласился с предложением Михаил Рыхтик. — Политического представительства церкви вообще не должно быть в государственной системе, в этом суть европейских реформаций. Да и к тому же, хоть большинство населения мыслит себя православным, в школе многие для своих детей выбирают курс «Основы светской этики».

Последний аргумент очень показателен. Действительно, «Основы православной культуры» — не столь популярный предмет в школах, светскую этику родители для своих чад выбирают намного чаще (около 50 проц.). А это значит, что людей, которых можно назвать православными в полном смысле этого слова, не так уж и много и представлять их интересы столь масштабными политическими инструментами нетнеобходимости.

— Если появится какое-нибудь православное политическое движение, такие же организации появятся и у других конфессий, они будут участвовать в политической борьбе, а любая борьба с участием религии всегда опасна для общества и государства, так как легко выходит из-под контроля, — заключил Михаил Рыхтик.

1430

Комментирование данного материала запрещено администрацией.