И первые станут последними

07:00 — 11.10.2012

Ирина Мухина

И первые станут последними

07:00 — 11.10.2012

Ирина Мухина


Этот новый фильм начинается и заканчивается на громадной столичной свалке. По первым кадрам нам еще не ясно, кто и почему тут оказался. Лишь в небе солнце вдруг обозначит лучами странное слово «Духless».

Дебютный роман Сергея Минаева с таким «гибридным» названием в свое время стал лидером книжных продаж. По его мотивам и снял ре­жиссер Роман Прыгунов вместе с хорошей актерской командой одноименную ленту. Не знающим английского следует пояснить, что суффикс «less» отрицает качество, как наша приставка «без». Такое иноземное уничтожение русского корня «дух» несет определенную смысловую нагрузку…

Башней Мордора не без язвительности именует офис своей гигантской фирмы с иностранным капиталом Максим. Хотя сам он не последний винтик в этой махине зла и обмана. Сознавая мерзкую подноготную внутрикорпоративных интриг, цинично участвуя в них, успешный топ-менеджер до поры считает себя хозяином положения. Нужные ниточки у него схвачены, когда надо, будут приведены в движение. А пока можно пожинать плоды удавшейся карьеры. Каждую ночь — крутой клуб, кокаин, новая горячая девчонка в постели. Утром — отрезвляющий звонок будильника, привычная процедура облачения в доспехи респектабельности и новый бой за лучшее место под солнцем. Все его имеют, он имеет всех — се ля ви!

Но что-то мешает назвать Максима бесстрастным манипулятором, тем более — акулой бизнеса. Даже его безобразные ночные кутежи — скорее способ заглушить противное послевкусие «делового» дня. Под доспехами рыцаря Мордора остался маленький кусочек живого естества. Оно откликается искренней человеческой симпатией на встречу с Юлией, горячо презирающей служителей доллара. Оно встрепенется острым сочувствием к умирающему от рака мальчику. И этот недобитый суффиксом духовный корень делает уязвимым героя времени беззастенчивой наживы.

Так начинается коллизия, хорошо знакомая по литературе еще XIX века. Что-то от Бальзака и Стендаля, что-то — от Лермонтова. В общем, кризис неординарного героя, жаждущего материального успеха или способа ярче жить. В старую историю неизбежного падения с вершины ничего оригинального создатели ленты не внесли. Хорошо уже то, что довольно предсказуемые схемы удалось наполнить подлинной человеческой болью. Это благодаря выразительности молодого артиста Данилы Козловского. Хотя нарастающее напряжение внутренней драмы его персонажа сбивается, например, вставкой в духе «Комеди Клаб». Когда обкурившийся Максим вдруг видит прилетевшего к нему супермена, сильно напоминающего… главу нашего государства. Дешевый способ эпатажа. Словом, режиссура не демонстрирует силу и блистательность. При всех потугах на разно­образие визуальных приемов она лишена по-настоящему интересного собственного стиля.

Главный смысловой посыл фильм до зрителя все же доносит. Как и классические предшественники, Максим приходит к полному краху в карьере, в едва зародившейся любви. Выброшенный из системы, кинутый партнерами по бизнесу, потерявший застрелившегося друга, а главное — остатки самоуважения, он сознает всю правоту Юлии. Та в гневе выкрикнула: твое место на помойке. Там и оказывается в финале богатый плейбой. Его игры закончились.

Открытый финал картины дает простор для вариантов. Но, глядя на героя, бредущего к горизонту, обозначенному горами отходов мегаполиса, вспоминаешь и варьируешь классические строки: «Когда б вы знали, из какого сора растут»… новые граждане новой страны. Впрочем, вы знаете.

1403

Комментирование данного материала запрещено администрацией.