Царские соколы

07:00 — 04.10.2012

Станислав Смирнов

Царские соколы

07:00 — 04.10.2012

Станислав Смирнов


Российской военной авиации исполнилось сто лет. У ее истоков стояли талантливые ученые, инженеры, авиаторы, среди них – нижегородец Петр Нестеров.

Крылатый богатырь

В 1913 году на Русско-балтийском вагонном заводе был построен первый в мире тяжелый самолет «Илья Муромец». Группа конструкторов во главе с Игорем Сикорским создала поистине чудо техники. Четырехмоторный аэроплан имел размах крыльев 30 метров и, приняв на борт полторы тонны груза, мог подняться на высоту 2000 метров, а затем пролететь без посадки свыше пяти часов. Нигде в мире такого не было. Вскоре питерский инженер В. В. Киреев сконструировал для «Ильи Муромца» специальный мотор. Самолет-гигант создавался как пассажирский – с комфортабельным салоном, спальными комнатами. Но с началом мировой войны был превращен в грозного бомбардировщика, вооруженного пулеметами и авиабомбами. В декабре 1914 года император Николай II распорядился создать целую эскадру таких воздушных кораблей. Ее начальником стал Михаил Шидловский – первый генерал отечественной авиации. Поначалу эскадра «Муромцев» базировалась под Варшавой и была в подчинении верховного главнокомандующего. В ходе войны конструкция крылатых богатырей улучшалась, вес авиабомбы достиг 410 килограммов.

От Москвы до Одессы

В то время Россия располагала целым рядом крупных авиапредприятий. В войну три четверти самолетов были отечественной постройки, остальное дали союзники.

Эвакуированный из Риги в Петроград «Руссобалт» к 1917 году выпустил сотни крылатых машин разных типов. Поначалу это были самолеты французских марок, «Ньюпоры» и «Фарманы». Но осваивались и собственные – упомянутый выше «Илья Муромец» и истребитель «РБВЗ», а в 1917 году появился и новый самолет «Александр Невский», правда, запустить его в серию помешала революция.

Завод В. А. Лебедева под Петербургом производил по французской лицензии «Вуазены», копировал и ремонтировал трофейные немецкие «Альбатросы». Строил и опытные русские образцы – «Святогор», «Морской парасоль». Получив щедрые госзаказы, Владимир Лебедев приступил к постройке новых заводов в Ярославле, Пензе, Таганроге.

Также столичный авиазавод Сергея Щетинина, известный как «Первое российское товарищество воздухоплавания», прославился выпуском летающих лодок для морской авиации конструкции Дмитрия Григоровича. К весне 1914 года военное ведомство получило от него около 100 монопланов «Ньюпор» и бипланов «Фарман».

Крупным поставщиком императорского военно-воздушного флота был одессит Артур Анатра, русский предприниматель с итальянскими корнями. Сначала из его мастерских шли копии французских образцов – «Фарман», «Вуазен», «Моран». Затем появились собственные – «Анатра ВИ», «Анатра Д», которые вскоре стали преобладать над иностранными. В 1917 году завод Анатра производил 100 самолетов в месяц.

Асы первой мировой

В разгар 2-й Отечественной войны 1914–1918 гг. русская авиация состояла из 14 дивизионов, 91 авиаотряда, эскадры тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец» и других частей. Действовало 11 воздухоплавательных школ. Личный состав достигал 35000 солдат и офицеров, авиапарк – 1500 летательных апаратов.

Да, мы уступали врагу и странам Антанты технически, но это возмещалось искусством и храбростью русских летчиков. Героем Великой войны был не один наш земляк Петр Нестеров, основоположник высшего пилотажа, автор «мертвой петли», командир 11-го корпусного авиаотряда, совершивший в небе под Львовом первый в истории воздушный таран. На счету Павла Аргеева, Александра Северского, Михаила Сафонова, Василия Янченко, Михаила Смирнова, Бориса Сергиевского – сотни сбитых немецко-австрийских самолетов. Капитан Евграф Крутень командовал 2-м отрядом истребителей на Западном фронте. Он был грозой немецких летчиков, недаром на фюзеляже его «Ньюпора» красовался профиль богатыря Ильи Муромца. Штаб-ротмистр Александр Казаков лично и в групповом бою сбил 32 самолета неприятеля. В 1915 году он совершил второй, после Нестерова, таран и остался жив.

Кстати

Гражданская война поломала много геройских судеб. Кто-то из вчерашних асов пал в бою, не дожив до революционного лихолетья, кто-то был мобилизован под знамена Льва Троцкого, большинство же сохранило верность присяге и ушло в Белое движение либо на чужбину. Казаков сражался и погиб в Северной добрармии, погребен близ Архангельска. Сергиевский командовал эскадрильей у Юденича. Выпускник Аракчеевского корпуса Вячеслав Ткачев возглавлял авиацию Русской армии П. Н. Врангеля. Их имена вписаны золотыми буквами в историю отечественной авиации.

1546

Комментарии (1):

12:40 — 30.10.12, Макса

И.Сикорский: свой среди чужих

Сегодня, 26 октября 2012 года, у нас есть повод к радости и огорчению одновременно. 40 лет назад в небольшом городе Истон, штат Коннектикут, США скончался один из людей, чьими трудами современный мир приобрёл те очертания, к которым мы привыкли. Наш соотечественник, гениальный авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский был упокоен на греко-католическом кладбище Св.Иоанна в Стратфорде, вдали от Родины, которой ему так недоставало и за которую он так переживал долгие годы эмиграции.

Причиной нашей заслуженной гордости может служить тот факт, что мало найдётся в истории мировой авиации людей, внёсших более значительный вклад в развитие воздухоплавания, чем Сикорский. Первые полеты аэропланов в Российской империи, первые конструкции многомоторных тяжелых самолетов «Илья Муромец», первые «летающие лодки» и самолёты- амфибии, вертолеты одновинтовой и продольных схем и еще многое другое стало возможным благодаря таланту Игоря Ивановича. Существующий до сих пор концерн Sikorsky Aircraft остается крупнейшим производителем вертолетов, а его имя внесено в списки Холла Славы величайших изобретателей США.

С другой стороны, Сикорский до конца дней своих находился на жёстко антисоветских позициях. Революция 1917 года поставила крест на всех его наполеоновских планах развития русской авиации. В свои 28 лет он уже являлся фактически главным авиаконструктором страны, руководителем воздухоплавательного отделения акционерного общества «Русско-Балтийский Вагонный Завод» (РБВЗ). Помимо тяжелых бомбардировщиков, Сикорский создал в 1914 - 1917 гг. морской разведчик, занимался проектированием истребителей и штурмовиков, т.е. практически полного парка самолетов всех типов, использовавшихся в Первой мировой войне. Игорь Иванович обладал фантастической работоспособностью, успевая заниматься, помимо вышеперечисленного, разработкой и технологической отладкой производства поршневых авиадвигателей, а также способствовал появлению новых заводов для их выпуска. Во многом благодаря его гению рождалась отечественная авиационная промышленность, передовая даже по сравнению с тогдашним лидером в авиационной отрасли - Францией. Всего до момента отъезда на чужбину Сикорским было создано два с половиной десятка базовых моделей самолетов (не считая их модификаций), два геликоптера, трое аэросаней и один авиадвигатель. Царское правительство чрезвычайно высоко ценило человека, созидавшего индустриальную и военную мощь страны. В 25 лет Сикорский стал кавалером ордена Св.Владимира IV степени, фактически равнозначному ордену Св.Георгия «для штатских». Перспективы открывались головокружительные, но социальные пертурбации закрыли для пионера авиации всякую возможность для работы в новой России. Его главного покровителя и друга, генерала Михаила Шидловского, возглавлявшего бомбардировочную эскадру «Муромцев», матросы Красной Гвардии расстреляли при попытке перехода финской границы. Большевиков конструктор не просто не принял – он их откровенно ненавидел.

Уехав в марте 1918 года по приглашению французского правительства, которое, впрочем, довольно быстро отказалось от собственного предложения, Сикорский оказался в полном смысле слова «у разбитого корыта». До первых успехов «Сикорски авиэйшен» были ещё долгие годы, полные мытарств, постоянного безденежья и разочарований. Выдающийся русский композитор С. Рахманинов, близко знакомый с авиатором, согласился занять должность вице-президента в фирме, спасая её своим авторитетом и даже денежными средствами. Так, в начале 20-ых гг. он занял Сикорскому 5000$, поскольку конструктор находился в совершенно безвыходной финансовой ситуации. Лишь в 1928 году, после коммерческого успеха легкой амфибии S-38, которую массово начала закупать транспортная компания «Пан Американ», Игорь Иванович смог рассчитаться с долгами и заняться своим любимым делом в полную силу.

После наступившего в конце 30-ых падения спроса на легкие самолёты, когда его предприятие было слито с компанией «Чанс Воут», в СССР всерьёз задумывались над возможностью возвращения Сикорского и его коллег из числа белоэмигрантов на Родину, но отступили по причине непримиримой позиции последнего. Великий конструктор в третий раз начинал свою карьеру заново, на задворках авиа-индустрии. Впереди его ждал успех, превзошедший все ранее им достигнутое: отныне Sikorsky навсегда станет брендом в мире геликоптеров. Самый лучший его вертолет поднялся в небо в 1954 г и имел обозначение S-58. По своим летно-техническим и экономическим характеристикам он превзошел все винтокрылые машины того периода. Он стал «лебединой песней» гения. В 1958 г., когда серийное производство этого вертолета достигло максимума (400 машин в год), Сикорский ушел на пенсию, оставшись на номинальной должности советника фирмы.



Игорь Иванович Сикорский оставил огромное количество работ, и они до сих пор оказывают большое влияние на авиастроение всего мира. Более того, миссия NASA по изучению поверхности Марса ровером «Curiosity», совершившим посадку на красную планету в августе 2012 года, тоже, как выяснилось, использует наследие Сикорского: процедура посадки марсохода с реактивной платформы была разработана им более 50 лет назад для десантирования тяжелой техники с вертолетов. Новаторские идеи русского изобретателя продолжают свой триумфальный путь в будущее.

P.S. Имя И.И.Сикорского в СССР практически не упоминалось до конца 70-ых гг. Создание «Ильи Муромца», в частности, в советской научно-популярной литературе приписывалось безымянному «коллективу молодых конструкторов РБВЗ». Посмертное возвращение гения на Родину началось лишь после того, как на широкие экраны вышел художественный фильм «Поэма о крыльях», рассказывающий о судьбах Туполева и Сикорского. Источник http://knigazeta.ru/materials/135

Комментирование данного материала запрещено администрацией.