На перепутье

07:00 — 22.09.2012

Ирина Мухина

На перепутье

07:00 — 22.09.2012

Ирина Мухина


17 сентября в Государственном литературно-мемориальном музее Н. А. Добролюбова прошла презентация нового документального фильма «Изменять, не изменяя». В самом заглавии обозначена актуальная тема модернизации наших традиционных художественных промыслов. Нужно ли, можно ли трансформировать завещанное предками?

Не впервые встает столь сложный, болезненный вопрос. Однако именно в последние месяцы он зазвучал в профессиональной среде особенно настойчиво. Причиной тому и только что состоявшееся вступление России в ВТО, и состояние отрасли НХП, которое пессимисты оценивают как очень далекое от благополучного. А у нижегородских мастеров появился свой, вроде бы более частный, повод сверить позиции. Это прошедшие в минувшие месяцы консультации, уроки известного не только в Японии дизайнера Симидзу Фумио. Он дважды побывал в Нижегородской области, посетив фабрики, давая мастер-классы умельцам, участвуя в подведении итогов специального конкурса, суммирующего попытки воплотить его рекомендации. В показанном 17 сентября фильме как раз и содержится отчет об этой интересной акции.

Визит сенсея — часть большого обучающего проекта, запущенного в отрасли усилиями целого ряда структур. Это Фонд развития народных художественных промыслов Нижегородской области, Японский центр, Центр развития экспортного потенциала Нижегородской области, Нижегородский региональный институт управления и экономики агропромышленного комплекса (бизнес-школа Green City).

Как отметил на презентации генеральный директор фонда Н. Г. Смирнов, проблема сбыта продукции играет ныне роковую роль в судьбе отрасли красоты. А шанс увеличить сбыт появится только тогда, когда подстроимся под современный спрос, уверен доктор экономических наук, профессор В. Д. Козлов, ректор бизнес-школы. Да, глобальный рынок действует по правилам, разработанным в недрах иных культур, далеко не всегда созвучных русской. Но такова данность. И попробовать вмонтировать в мировой экономический механизм даже такую консервативную по определению сферу НХП, сохранив при этом зерно национальной самобытности, — не есть ли дерзкий эксперимент с последствиями, важными не только для промыслов?

Однако попытки приспособления пока не дали ожидаемого результата, констатирует один из ключевых партнеров проекта Хамано Мичихиро, директор Японского центра в Нижнем Новгороде. По его оценке, сильно привержены традициям наши земляки, выпускающие сувенирную продукцию. Их коллегам в Японии удалось преодолеть подобный психологический барьер. Вот почему господин Хамано ждет многого от запланированной скорой поездки нижегородских умельцев в Страну восходящего солнца, где у них будет возможность получить наглядные уроки.

Сами наши мастера, в частности, те, чьи работы одобрены дизайнером Сумидзу Фумио, — потомственный художник хохломы Ольга Асафьева и виртуоз ножевого промысла Станислав Колчин, признались: им интересно пробовать работать в стиле минимализма. На знаменитой фабрике «Хохломская роспись» уже созданы в таком ключе шесть новых видов изделий. Насколько удачно воплотились нерусские требования к искусству чисто русского цветового и орнаментального роскошества, судить экспертам и покупателям.

Между тем Фонд развития народных художественных промыслов, укрепляя партнерство с Японским центром, намерен расширять международные связи и по другим векторам во благо наших промыслов. В планах налаживание контактов с Францией и Швецией с помощью почетных консулов этих стран в Нижнем Новгороде.

Вот на таком международном перепутье оказалась отрасль НХП. Она, словно былинный витязь: направо пойдешь — богатство найдешь, но вот что потеряешь…

1400

Комментирование данного материала запрещено администрацией.