Архив номеров — №101 от 20.09.2012
«Мы были советские люди»
«Мы были советские люди»
У нижегородца Анатолия Кеслера типичная судьба российского немца. Он родился в самый канун войны и грудным младенцем разделил участь родителей — ссылку в Казахстан.
— Я родился в селе Аплеш Ичкинского района Крымской АССР, — рассказывает Анатолий Александрович, — и вместе с родителями был отправлен сначала в Ростов-на-Дону, а потом в Чимкентскую область. Там, в забытом Богом ауле в горах Чулактау, на полуострове Мангышлак, прошло мое раннее детство.
Его отец — обрусевший немец, мать — украинка. О своих немецких корнях он знает немного.
Но пепел предков стучит в сердце каждого, и память о прадеде, переселившемся из Германии в начале XIX века на Украину, в Екатеринославскую губернию, стала у Кеслеров стержнем семейных преданий. Дед Иоганн Адольфович умер вскоре после революции, отец Александр Иоганнович, по паспорту Иванович, трудился в колхозе бухгалтером.
Правда, в сорок первом ему пришлось сменить род занятий. Депортированных немцев-мужчин мобилизовали в так называемую трудовую армию.
— Они строили железную дорогу в Гурьевской области, — говорит Анатолий Кеслер, — потом работали на заготовках саксаула. Домой отец вернулся в конце войны инвалидом.
В 1956 году на волне борьбы с культом личности Сталина с репрессированных народов сняли клеймо врагов. К немцам же было особое отношение. Указ Верховного Совета СССР лишь снял с них ограничения по месту жительства.
Окончив школу, Анатолий решил поступать в вуз и выбрал Горький. Вскоре его зачислили студентом водного института. С середины 1960-х годов он его преподаватель, ныне — доцент кафедры проектирования и постройки судов.
В перестройку началась массовая эмиграция советских немцев на историческую родину. По некоторым данным, в Германию уехало около 2,5 млн человек. На мой вопрос, кем он себя изначально ощущал, Анатолий Кеслер не задумываясь отвечает: «Скорее не немцем или русским, а советским человеком».
Тем не менее немецкая кровь дает о себе знать. У Анатолия Александровича и его друзей по обществу российских немцев «Единство», созданному на волне горбачевской гласности, неподдельный интерес не только к своей родословной, но и германской истории и культуре. Мой визави готов подолгу рассказывать о немецких сынах России и нижегородской земли, их вкладе в развитие страны и края, о нижегородской лютеранской общине, о евангельско-лютеранской кирхе, стоявшей некогда на Большой Покровке, возле нынешнего кинотетра «Октябрь», и закрытой в 1931 году (снесена в 1962-м).
Несмотря на почтенный возраст, Анатолий Кеслер производит впечатление человека не только умного, доброго и открытого, но и полного сил, веры в будущее.
Источник: Фото из семейного архива
2413
Комментирование данного материала запрещено администрацией.