«Сапсану» — взлет!

07:00 — 11.09.2012

Полина Кульбякина

Сколько бы тучи над «Сапсаном» не ходили, а в небо он все равно взлетел

Сколько бы тучи над «Сапсаном» не ходили, а в небо он все равно взлетел

«Сапсану» — взлет!

07:00 — 11.09.2012

Полина Кульбякина

Нижегородцы уже привыкли к тому, что с помощью «Сапсана» можно добраться до столицы нашей Родины буквально за четыре часа. Но и это не предел. Правда, железная дорога здесь уже ни при чем.

ООО «Нижегородское авиационное общество» выпустило новый гражданский самолет Ф-15 «Сапсан». Об истории создания и особенностях стальной птицы рассказывает директор предприятия Василий Клепалов.

Россиянин с итальянскими корнями

Проект родом из Италии, соответственно, все чертежи оттуда. В Нижнем Новгороде разработкой четырехместного гражданского самолета занимался авиационный завод «Сокол». Но получилось так, что в один прекрасный день стало просто некому продолжать производство: в Италии умер главный конструктор, не оставив после себя ни одного преемника, а руководство «Сокола» сочло работу бесперспективной. Хотя к тому моменту уже было выпущено несколько фюзеляжей.

Вот тогда-то Василий Клепалов, который много лет проработал на авиационном заводе, выкупил чертежи, а также все изготовленные детали и организовал производство. Причем сразу в трех странах; на Украине и в ОАЭ производство, летные испытания и программа сертификации идут полным ходом.

В Незалежной на сегодняшний день собрано пять самолетов такого типа, сама модель получила лицензию местного образца, которая позволяет заниматься и производством, и эксплуатацией. Главным заказчиком сейчас является Кировоградское летное училище. На «Сапсане» набираются опыта будущие летчики.

В ПФО производство организовано на родной нижегородской земле.

— Издавна наш регион славился летчиками мирового уровня (В. П. Чкалов, П. Н. Нестеров…), самолетами (МиГ 21…31…). Наша компания решила продолжить сложившуюся годами традицию, — заявил Василий Клепалов.

Без риска деформации

Конечно, вернуть проект из небытия было трудно. «С самого начала пришлось столкнуться с тем, что после того, как авиационный завод заморозил производство, было уничтожено все необходимое оборудование, — говорит Василий Клепалов. — Приходилось по крупицам собирать все, чтобы в конце концов получилась цельная картинка». Но сейчас все труды, что называется, вернулись сторицей: самолет прекрасно показал себя в ходе первых испытаний, продемонстрировав отличные летные качества. Потому теперь Василий Клепаев возлагает на него большие надежды.

Главное достоинство машины — простота в обслуживании и полностью металлический корпус. Планер получился очень легким с огромным запасом прочности! Сейчас много легкомоторных самолетов делают из пластика, а он имеет особенность накапливать деформацию. То есть, если в течение долгого времени с машиной неправильно обращались, поврежденное место может треснуть в самый неподходящий момент. Поэтому в последнее время все чаще можно слышать об авариях с участием легкомоторных самолетов. Само собой, так рисковать нельзя. Новый Ф-15 «Сапсан» имеет металлический корпус, что гораздо надежнее.

В ожидании зеленого света

Естественно, не могли мы не задать вопрос о российских перспективах гражданского авиастроения.

— Не могу сказать, что малой авиации в нашей стране всегда дают зеленый свет, — сетует Василий Клепалов. — К сожалению, у нас все еще процветает волокита: чтобы без помех заниматься делом, нужно получить гору разрешений и кучу разных бумажек.

Чтобы не быть голословным, могу привести из собственного опыта пример. В феврале 2011 года правительство передало нам аэродром Истомино в совместное базирование с Министерством обороны. Но оформить договор до сих пор не удается. Конечно, испытания там проводятся, но мы, что называется, на птичьих правах. Хотя именно наша компания платит сторожам, а также периодически ремонтирует взлетно-посадочное поле. Мы прекрасно понимаем, что если этого не делать, аэродром попросту пропадет…

Нижегородское авиационное общество является учредителем НОУ АТСК Сокол РОСТО (ДОСААФ). Мы вкладываем деньги и стараемся развивать авиационный спорт в Нижегородской области.

Наша справка

ООО «Нижегородское Авиационное Общество» имеет лицензии на разработку, производство, ремонт вооружения, военной техники и техники двойного назначения. Основные заказчики организации — Министерство обороны, Рособоронэкспорт, ремонтные базы Украины и Беларуси.

Источник: Фото предоставлено ООО «Нижегородское Авиационное Общество»

3420

Комментирование данного материала запрещено администрацией.