Реформа: снова перемены?

07:00 — 06.09.2012

Алексей Ларин

Реформа: снова перемены?

Автор фото: Юрий Правдин

Реформа: снова перемены?

07:00 — 06.09.2012

Алексей Ларин

Строго говоря, это пока еще не реформа. Это только ее проект, подготовленный в Министерстве труда и опубликованный в минувшую пятницу под названием «Стратегия развития пенсионной системы РФ до 2030 года». Проект еще будет обсуждаться и согласовываться с другими ведомствами, потом будет направлен на рассмотрение президента, потом, в качестве законопроекта, на рассмотрение парламента, так что многое еще может в нем поменяться или вовсе быть оставлено без внимания. Но то, что есть пока, то, что уже опубликовано, заслуживает внимания довольно пристального.

Издержки дефицита

Вся реформа, в сущности, строится из одной проблемы — дефицита Пенсионного фонда, который достиг пугающей величины в 1,075 трлн рублей. Нынешних пенсионных отчислений работающих граждан Пенсионному фонду категорически не хватает на выплату текущих пенсий, не говоря уже об их повышении. Пока что текущий дефицит покрывается за счет других бюджетных источников, но ясно, что так долго продолжаться не может. Нужно изыскивать другие решения.

Проблема в том, что таких очевидных решений немного, и все они, в той или иной степени, болезненны для граждан. Необходимо либо смириться с тем, что пенсии в России останутся небольшими, а с течением времени будут еще меньше относительно зарплаты, либо увеличивать пенсионные взносы с ныне работающего населения. Очевидно, Министерство труда предлагает второй вариант.

По оценкам Минтруда, на данный момент из трудоспособного населения налоги в Пенсионный фонд платят 48 миллионов человек. При том, что в трудоспособном возрасте находится 87 миллионов. То есть чуть больше половины от общего числа платят взносы на содержание не только нынешних пенсионеров, но и будущих, тех, кто сам сегодня от подобных отчислений уходит. Конечно, из них можно исключить инвалидов, заключенных и прочие категории граждан, которые хоть и находятся в трудоспособном возрасте, но работать просто не могут. Однако тех, кто вообще-то работает, но от пенсионных взносов увиливает, предпочитая зарплату «в конвертах», тоже немало. Как и просто безработных.

С другой стороны, получателей пенсии сегодня в стране не 30 миллионов человек, как если бы пенсии платились только людям в возрасте 55 лет и старше для женщин и 60 лет и старше для мужчин, а 40 миллионов. Разница в десять миллионов образуется за счет досрочников, тех, кто по самым разным причинам выходит на пенсию досрочно. Понятно, что бюджет Пенсионного фонда не подбивается. В реальности плательщики взносов и получатели пенсий выглядят несколько иначе, чем в статистических справках.

Тактические решения

Разницу эту и в правительстве, и в Пенсионном фонде, конечно же, видят, учитывают и даже собираются ликвидировать. Путем сокращения числа категорий, имеющих право на досрочную пенсию, например. Усилением мер, направленных на легализацию зарплат. Но это всё дело не ближних дней и если и даст эффект, то совсем не скоро. Дефицит фонда нужно, однако, покрывать срочно, и для этого предлагается неоднозначное решение, уже вызвавшее бурные споры среди специалистов и заинтересованных лиц.

В частности, министерство предлагает перевести часть поступлений, от 2 до 4 проц. от накопительной части, в бюджет Пенсионного фонда. По оценке ПФР, это позволит привлечь на текущие нужды от 0,2 трлн до 0,5 трлн рублей и поможет сохранить традиционную индексацию пенсий на уровень роста доходов Пенсионного фонда.

С 2015 года предлагается накопительный тариф передать в распределительную часть полностью. Однако если гражданин захочет оставить обязательные накопления, то он может подать соответствующее заявление. Но при этом ему придется доплачивать 2 проц. от зарплаты самостоятельно в дополнение к 6 проц., которые будет отчислять работодатель. Фактически это означает возвращение к распределительной системе и отказу от накопительной, поскольку трудно себе представить массу граждан, стремящихся самолично отстегивать 2 проц. от своей зарплаты в счет будущей пенсии, до которой многие еще и не рассчитывают дожить.

За счет будущего

За счет накопленных средств будущих пенсионеров Министерство труда предлагает решить проблемы пенсионеров нынешних. Это не грабеж, конечно: тем, кто не хочет отказываться от своей накопительной части, дозволяется ее оставить. Но при этом им придется нести риски за свою накопленную пенсию совместно с работодателем, а не с государством. И к тому же постоянно контролировать доходность по своим, частным, накоплениям, которая значительно проигрывала за эти годы индексируемой страховой части пенсии — 6 проц. против 15 проц. при инфляции 10 проц. Немногие отважатся на такое.

Фактический отказ от накопительной системы — мера, конечно, радикальная, но ею одной предложения Минтруда не ограничиваются. В частности, предлагается увеличить «период дожития» (период, на который при расчете пенсии делится сумма страховых взносов) с 19 лет в 2013 году до 21 года в 2015 году. Увеличение срока выплат автоматически позволяет сократить их размер.

Еще одним источником пополнения бюджета Пенсионного фонда должно стать повышение тарифов для работодателей вредных и опасных производств на 2–4 проц. Впрочем, работодатель может освободиться от уплаты страховых взносов в увеличенном размере, если подпишет с работником договор, обеспечивающий ему добровольное пенсионное страхование или надбавки к зарплате. Предлагается также вдвое повысить выплаты в Пенсионный фонд для самозанятого населения (индивидуальных предпринимателей, фермеров, адвокатов, нотариусов), увеличить стаж, необходимый для получения пенсий, у льготных категорий и вообще кардинально пересмотреть систему досрочного выхода на пенсию. Согласно планам, к середине 20-30-х годов такие бюджетники, как медики и преподаватели, полностью лишатся льготных досрочных пенсий.

Все эти меры, по планам Минтруда, помогут увеличить соотношение пенсии с прожиточным минимумом пенсионеров с 2,5 сегодня до трех. Коэффициент замещения пенсией утраченного заработка вырастет с 36,8 проц. до 40 проц. для лиц с трудовым стажем не менее 30 лет и со среднестатистическим заработком. И конечно же, сократится дефицит пенсионного бюджета — до 0,9 проц. к 2030 году против нынешних 1,8 проц. ВВП.

Впрочем, все это только в проектах. Каков будет окончательный вариант реформы, нам еще предстоит узнать.

Прямая речь

Одной из основных проблем вообще пенсионной системы является далеко не возраст, а то, что количество плательщиков и количество получателей уже сегодня, при относительно благоприятной демографической ситуации, очень сильно расходится.

Вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец

Непонятно, каким образом удастся выплачивать пенсии с коэффициентом замещения 40 проц., если с каждым годом демографическая ситуация становится хуже и к 2030 году соотношение работающего населения и пенсионеров примерно сравняется. Распределительная система не сможет обеспечить нормальные выплаты пенсионерам.

Исполнительный директор НПФ «Национальный» Светлана Касина

Это и есть повышение пенсионного возраста — только иезуитское: если хочешь пенсию побольше, работай подольше. Стаж 45 лет означает, что, начав работать в 20 лет, нужно без перерыва трудиться до 65. А с перерывами — и до 70. Просто кому-то не нравится эта формулировка — «повышение пенсионного возраста».

Старший партнер компании «Неокон» Денис Ракша

По страницам СМИ

«Минтруда предлагает в течение трех лет направлять часть накопительной части пенсии, от 2 проц. до 4 проц. из нынешних 6 проц., на текущие выплаты пенсионерам, а с 2015 года предоставить гражданам право выбора — оставить себе накопительный внос или перевести его солидарную часть. Среди других предложений по пенсионной реформе — поэтапное сокращение числа получателей досрочных пенсий, сокращение досрочных льготных пенсий для учителей и врачей, рост тарифа для работодателей с проблемными рабочими местами и для самозанятых».

«Коммерсант»

«Минтруда рисует печальную картину будущего, если не будет проведена реформа пенсионной системы. Так, нынешний инерционный путь развития пенсионной системы приведет к ряду отрицательных социально-экономических последствий. Количество низкодоходных групп среди пенсионеров будет расти, а рост уровня жизни пенсионеров затормозится, к 2030 году средний размер трудовой пенсии по старости не будет дотягивать до 2 с половиной прожиточных минимумов пенсионера».

«Взгляд»


Экспертное мнение

«Предложенная реформа — безответственная и даже вредная. Чиновники предлагают вернуться к действовавшей до 2002 года распределительной системе пенсионного обеспечения. К чему это приведет? Через несколько лет, когда число работающих граждан (и поступления с их зарплат) уменьшится, государству станет очень сложно отвечать по принятым обязательствам. И тогда придется или повышать налоги, или снижать пенсии. А может быть и то, и другое».

Генеральный директор управляющей компании «КапиталЪ» Вадим Сосков

1914

Комментирование данного материала запрещено администрацией.