Осенний смотр

07:00 — 06.09.2012

Ирина Мухина

Ф. Поляков. «Дружина»

Ф. Поляков. «Дружина»

Автор фото: Наталья Ермакова

Осенний смотр

07:00 — 06.09.2012

Ирина Мухина

Более 400 произведений нижегородских авторов заполнили все залы нашего главного Выставочного комплекса. Здесь с 31 августа работает традиционная областная выставка «Осенний вернисаж».

Этот неизменный творческий подарок художников-земляков Дню города Нижнего Новгорода ныне предваряет еще одно и более важное событие. Два месяца осталось до открытия на родине знаменитого ополчения Смутного времени приуроченной к его 400-летию Всероссийской выставки «Единение». И теперешний показ волей-неволей воспринимаешь как репетицию знакового выхода на масштабную арену нашего художественного «ополчения». По исторической аналогии призвано оно задать тон. Но в этом смысле «Осенний вернисаж» разочаровал. Мало по-настоящему мощных картин, захватывающих энергией мысли и творческой воли, удивляющих прорывами в теме, в эстетических решениях. Преобладают пейзажи, выполненные мастерски и любовно, но порой оставляющие впечатление уже виденного. Гораздо скромнее по количеству да, пожалуй, и по качеству представительство портретов современников. А где картины на исторические сюжеты?..

Вот и участвовавший в отборе, в формировании экспозиции Р. А. Соснин, глава секции живописцев Нижегородского отделения Союза художников России, признался: трудно было с нынешним «Осенним вернисажем». По его оценке, мэтры затаились, видимо, приберегая лучшее к 1 ноября, а молодежь не сумела этой ситуацией воспользоваться и развернуться во всю силушку своего задорного потенциала. Соглашаешься с Рудольфом Александровичем. Хотя трудно оспорить и тех, кто видит в очередном осеннем показе важное достоинство: не атаку на новые художественные рубежи, а ценное накопление сил, аккумуляцию отобранных временем лучших традиций. Действительно, состоялся парад разнообразных творческих индивидуальностей, удачно продолжающих дело предшественников. Так, в творчестве мастеров народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства сильнее всего ощутимо единение с корнями. Например, коллекция девичьих косников XVIII–XIX веков, поистине с любовью воспроизведенных Любовью Цыплаковой. Разве это не свидетельство преемственности?

И все же работ, зовущих зрителей к глубоким раздумьям о пройденном народом пути, на «Осеннем вернисаже» оказалось меньше ожидаемого. Выделила бы две, которые в чем-то перекликаются. Это композиция в металле Федора Полякова «Дружина»: остовы трех витязей-всадников словно плывут по реке забвения в почти истлевшем струге. А живописец Вячеслав Грачев свой триптих так и назвал — «Потерянные во времени». Юные современные лица, рыцарские доспехи, изображение, будто острые осколки зеркала, беспорядочно рассыпавшиеся. Для чего они гляделись в это отражение прежней славы? Ради красивой модной игры, ради самопознания?

Хочется надеяться, что вопросов такого напряжения и смысла гораздо больше поставят перед публикой наши художники на выставке 1 и 2 ноября. Уж нашей дружине следует быть вооруженной не только хорошей творческой техникой и арсеналом приемов классической русской школы изобразительного искусства.

Кстати, по словам председателя правления Нижегородской организации Союза художников России В. Н. Величко, коллеги уже из 40 городов страны заявили о желании предоставить свои работы в экспозицию «Единение».

1333

Комментирование данного материала запрещено администрацией.