В ожидании главной премьеры

11:01 — 30.08.2012

Ирина Мухина

За прекрасным фасадом должно быть замечательное содержание

За прекрасным фасадом должно быть замечательное содержание

Автор фото: Наталья Ермакова

В ожидании главной премьеры

11:01 — 30.08.2012

Ирина Мухина

Когда же в Нижнем Новгороде появится полномасштабная экспозиция, рассказывающая о прошлом нашего края? Этот вопрос все чаще адресуют коллективу Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (НГИАМЗ).

Его главное здание более 18 лет назад из-за ремонта прекратило прием посетителей, прервался показ богатого краеведческого материала. Но вот и затянувшаяся эпопея реставрации Усадьбы Рукавишниковых стала историей. Два года, как дворец на Верхне-Волжской набережной снова открыт для экскурсантов, в нем идет интенсивная выставочная и культурная жизнь. Однако постоянной экспозиции так и нет.

Чтобы вникнуть в ситуацию, отправляюсь в знаменитый помолодевший особняк. И сразу же не только узнаю хорошую новость, но и своими глазами вижу подготовительную работу в трех первых залах будущей основной исторической экспозиции.

Клады достаем со склада

Тут уже заняли свое место витрины, стилизованные под солидную старинную мебель. В сентябре на их полках начнут расставлять вещи уникальные, даже драгоценные. Этот блок краеведческого показа назвали «Особая кладовая», поскольку поведает она о тайнах нижегородских кладов. А их в музейных запасниках, оказывается, 25! Найденные в разное время в разных уголках губернии, они как приятная развязка детективных сюжетов. Тут и случайно обнаруженная знаменитая коллекция фарфора Каменских, и буквально добытые из-под земли старинные монеты.

— Из запасников мы выводим на свет много предметов, которые практически никогда не выставлялись, — поясняют сотрудники отдела фондов. — В основном это — «обитатели» нашего спецхрана, предметы из золота, серебра, ювелирные изделия.

— Первые посетители смогут ощутить себя в роли открывателей кладов в начале ноября, — говорит Вениамин Сергеевич Архангельский, директор музейного комплекса. И обещает: до конца нынешнего года начнется работа над экспозицией следующего блока — «Библиотека», затем на очереди парадная столовая.

— За минувшие два года, — комментирует директор, — в Доме Рукавишникова мы провели 30 выставок из фондов. Это была своеобразная разминка перед началом строительства основной исторической экспозиции. «Примеряли» раритеты к обновленным интерьерам. Ведь надо было понять, как тот или иной экспонат поведет себя, как будет восприниматься в сильно изменившейся среде залов, обретших прежний роскошный декор. Шел серьезный отбор, стало ясно, что надо в первую очередь отреставрировать, почистить, как подать.

— Мы прекрасно понимаем нетерпение земляков, которые слишком давно ждут этой самой большой музейной «премьеры», — продолжает руководитель НГИАМЗ. — Но, во-первых, финансово проект весьма затратный. Постоянная экспозиция должна занять 22 зала, которые для этого надо насытить специальным качественным оборудованием, в том числе — и новейшими технологиями, которые мы собираемся активно применять. Во-вторых, это не просто расстановка предметов в пустом пространстве. Экспозиционная работа — процесс творческий, живой, в нем соединяется наука, искусство, вдохновение. Что-то в важных нюансах выразительной подачи предмета меняется прямо на ходу. Но в целом концепция будущего показа, конечно, давно ясна. Знатоки музейного дела, краеведения, истории, представители интеллектуальной нижегородской элиты много раз заинтересованно обсудили все аспекты масштабного сценария. Он утвержден. Замечу, что главная его идея, разработанная координационным советом, была одобрена экспертами столичного Института культурологии. Они отметили ее как весьма оригинальную. И вот она поэтапно начинает воплощаться в жизнь.

Интрига дома как интрига Истории

От бивня мамонта до портрета ударника соцсоревнования эпохи развитого социализма — по советским канонам смены формаций выстраивалась прежняя экспозиция в главном музейном доме. Возврата к ней, понятно, быть не может. Изменились страна и наше понимание общественных процессов, свершился колоссальный прогресс в музейных технологиях. А уж как преобразились сами стены дворца Рукавишникова после реставрации! Особняк словно заговорил собственным языком о давнем времени, о своих обитателях. Грех этим не воспользоваться! Ведь дом нижегородской купеческой династии можно рассматривать как модель нашего общего дома — Нижегородского края, страны в целом. Многое в биографии особняка, в деятельности, интересах и связях его жителей и гостей позволяет вывести рассказ из частного круга на просторы больших обобщений. Надо только суметь сделать шаг от семейных событий к свершениям истории.
Будущий музейный показ как раз и призван решать такую задачу. Богатейшие фонды историко-архитектурного музея-заповедника предоставляют уникальный материал. А знакомя с интересным миром предметов ушедшей повседневности, легче вовлечь зрителя ХХI века в живой эмоциональный диалог с самим Временем, перебросив небанальный мостик от судьбы купцов к судьбам родины. В этом убеждена Л. Н. Варэс, заместитель директора НГИАМЗ.

— Тем более что нам сделал замечательный подарок Иван Рукавишников, в своем романе «Проклятый род» описавший семейное гнездо в подробностях и талантливо, — объясняет Людмила Николаевна. — В лабиринт истории дан шанс попасть не со скучного официального входа, а словно гость семьи, рука об руку с хозяином дворца. И сам дворец превращается в главный — такой яркий и красноречивый — экспонат.

Рассказ о прошлом края при этом вовсе не обеднеет. Перипетии становления клана Рукавишниковых дают повод говорить о знаменитой Нижегородской ярмарке, о рождении и укреплении российского капитала, о деловой хватке и этике, о традициях благотворительности и культурных интересах наших купцов, об их домашнем укладе. Мы без всяких натяжек выходим на темы общественного устройства и социальных преобразований в России рубежа ХIХ-ХХ веков, православных основ жизни русских людей, быта низов и назревания революционных настроений. В большинстве залов первого и второго этажей выстроим баланс и взаимодействие зон — частной рукавишниковской и той, что характеризует внешний меняющийся мир за стенами знаменитого особняка. Интрига семейного быта словно вырастает в интригу бытия исторического. Музей — тот удивительный инструмент, который позволяет образ конкретного человека преобразовать в образ представителя целой эпохи.

Скрижали и гаджеты

Раскрывая некоторые тайны будущей экспозиции, мои собеседники подчеркивают: все то, чем музейные фонды могут проиллюстрировать путь с доисторических времен до 1991 года, на трех этажах Дома Рукавишникова, конечно, не вместить. Потому отобраны для показа отдельные раритеты, яркие экспонаты, которые лишь пунктирно обозначат вехи. А вот с помощью современных технологий можно значительно дополнить такую стартовую информацию. Например, представлено в экспозиции старинное «Евангелие» и рядом помещен планшет, на котором виртуально «пролистаешь» неприкосновенную редкую книгу. Подобные интерактивные возможности и ходы предусмотрены во всех блоках большой экспозиции. Посетитель словно получает ключ от запасников: нажатием клавиши попадает в святая святых и знакомится с другими предметами собрания — уже в компьютерном пространстве. Вот почему так важно насытить музейные залы современной техникой. А это — немалые деньги…

Зато именно такая практика и проблему дефицита экспозиционных площадей решит, и сделает процесс экскурсии не академичным, более увлекательным для молодежи. Хорошей подмогой древним скрижалям окажутся новейшие гаджеты, поставленные на службу историческим знаниям. В таком направлении развивается мировое музейное дело.

Наше Золотое кольцо

— И потом надо помнить, что Усадьба Рукавишниковых — не единственная наша демонстрационная площадка, — объясняет директор. — Музей-заповедник — это целый комплекс филиалов. Мы планируем так системно выстроить их взаимодействие, чтобы образовать своего рода нижегородское Золотое кольцо. Например, в библиотеке главного дома можем лишь затронуть тему археологии. А если она вам интересна, добро пожаловать в Зачатьевскую башню кремля. В ней после завершения реконструкции предполагается развернуть капитальный показ удивительных находок наших археологов. История Смутного времени и Нижегородского ополчения 1612 года уже сегодня подробно раскрывают материалы, сосредоточенные в Ивановской башне. И так далее. Двадцать два зала постоянной исторической экспозиции дворца на набережной окажутся, образно говоря, в центре познавательной спирали, переходя от витка к витку которой — из филиала в филиал музея-заповедника, получишь полное представление о прошлом Нижегородского края. От времен саблезубых тигров до эпохи теперь уже тоже реликтовых «комков» начала перестройки.

Итак, главная музейная премьера готовится. Мы лишь чуть-чуть заглянули за кулисы. А в следующих публикациях откроем интригу некоторых из многочисленных залов будущей постоянной экспозиции, в которых развернется это вечно влекущее драматичное представление под названием «История».

Кстати

Сейчас в Усадьбе Рукавишниковых работают пять выставок из фондов НГИАМЗ. «Живопись иглой» представляет уникальное Строгановское лицевое шитье 17 века. Мебель пяти предшествующих столетий можно увидеть в экспозиции «12 стульев ». Раритеты эпохи наполеоновских войн влекут к витринам выставки «1812 год». Некоторые редкие и исчезающие виды животных представлены в показе «Листая Красную книгу». Находят своих заинтересованных зрителей и редкие монеты XIX века.

1511

Комментирование данного материала запрещено администрацией.