Три дня в будуаре королевы

11:01 — 30.08.2012

Ирина Мухина

Три дня в будуаре королевы

11:01 — 30.08.2012

Ирина Мухина


Что может быть притягательней французского костюмного фильма! Однако наш зритель, плененный экранной романтикой плаща и шпаги, поставлявшейся когда-то с родины Дюма в таком изобилии, ныне явно будет разочарован. Новая историческая лента Бенуа Жако «Прощай, моя королева» сделана вовсе не по прежним клише.

Это — киноверсия романа Шанталь Тома, который 10 лет назад получил во Франции премию «Фемина» как лучшее произведение, вышедшее из-под пера женщины. Его экранизация свидетельствует: перед нами явно не вариации на тему приключений Анжелики, хотя действие разворачивается в не менее куртуазную эпоху фижм и париков. С первых же кадров картины мы попадаем к королевскому двору… с его задворков. Бедные обшарпанные комнатенки слуг, где ночью нет покоя от комаров. Сплетни за общим неопрятным столом, подслушивание у дверей господских покоев. Пахнущая тухлятиной вода и смердящие еще отвратительней дворцовые тайны. Таким открывается зрителю непарадный мир роскошного Версаля.

Впрочем, и с фасада монархии ход истории уже стер часть позолоты. Ведь сюжет начинается в июле 1789 года — как раз в тот момент, когда народ взял Бастилию. Прелюдия трагедии, что скоро приведет под нож гильотины сначала Людовика ХVI, а позже его супругу Марию-Антуанетту. Ей-то и служит главная героиня фильма Сидони Лаборд.

В ее обязанности входит поставлять королеве книги для досуга и читать их вслух. Девушка покорена своей госпожой. Живущая в мире литературных грез чтица и королевскую реальность воспринимает как волшебный пейзаж, в котором ей выпало счастье зачарованно бродить. Потому коробят попытки товарок открыть фантазерке глаза на истинное положение дел, на характер патронессы. Всем, кроме Сидони, ясно: их привычный мир повис на волоске во многом из-за этой «австриячки» на троне, чьи прихоти возмущают чернь. Королева бесстыдно вешается на шею… графине Полиньяк!

Да, мадемуазель Лаборд знает о «странной» привязанности госпожи, причем от нее самой. Но ведь как трогательно Мария-Антуанетта призналась своей юной наперснице в роковом влечении! Как исповедовалась, пренебрегая сословными преградами, — смятенно и растерянно! Будто уязвимая женская душа говорила с душой Сидони в эти минуты. Нет, нельзя бросить бедняжку, даже если весь мир отвернется от нее.

И шанс жертвенно послужить уже не в будуаре чтице выпадет. Восставшие парижане охотятся за фавориткой королевы. Озабоченная ее спасением Мария-Антуанетта приказывает мадемуазель Лаборд сыграть опасную роль графини, отвлечь внимание черни на себя. В роскошное платье Полиняк послушную Сидони облачают, словно в робу приготовленного к казни. Бестрепетно посланная своим кумиром на закланье, она не откажется от смертельной миссии. Но слезы не страха, а разочарования льются из глаз юной прислужницы. Чары пленявшего ее воображение аристократического мира, где все изысканно красиво и благородно, где утонченным казался даже порок, наконец рассеялись. Сотворенный пылким воображением кумир рухнул.

Вот так происходит истинная революция — без выстрелов и крови. Она свершается в сознании и навсегда хоронит идею божественности власти. «Прощай, моя королева!»

Всего за три июльских дня Сидони Лаборд пережила свою личную революцию. А мы, став ее сокровенными свидетелями, подумаем о том, как часто правят судьбами народов не великие идеи или политические амбиции, но страсти и разочарования обычного человеческого сердца. В этом смысле поистине женской и очень французской получилась киноверсия исторической драмы.

Поучительный парадокс сюжета заключается еще и в том, что королева, жестоко пославшая девочку на смерть, сама вскоре взошла на эшафот. А простушка, с королевским благородством выполнившая опасную миссию, под видом графини Полиньяк беспрепятственно покинула Францию и еще долго жила.

Кстати

Образ Марии-Антуанетты фигурировал во множестве литературных произведений, в том числе — Цвейга, Фейхтвангера, Дюма. Пять фильмов так или иначе коснулись судьбы этой представительницы дома Габсбургов, недолго и с такими большими последствиями царившей на французском троне.

2513

Комментирование данного материала запрещено администрацией.