Звала к Отечеству любовь

07:00 — 09.08.2012

Ирина Мухина

У портрета кисти В. Тропинина

У портрета кисти В. Тропинина

Автор фото: Наталья Ермакова

Звала к Отечеству любовь

07:00 — 09.08.2012

Ирина Мухина

Впервые в залах Нижегородского государственного художественного музея развернута выставка, посвященная не явлению изобразительного искусства, а историческому событию. Правда, и повод особый — 200-летие отражения наполеоновского нашествия.

На фоне огромного баннера с картой боевых позиций 25 августа 1812 года у села Бородино помещены портреты некоторых генералов — участников славной кампании. Литографии сделаны с оригиналов Д. Доу из знаменитого собрания Военной галереи Зимнего дворца. С такого величавого аккорда начинается повествование нижегородской экспозиции «И громче труб на поле чести зовет к Отечеству любовь». Она занимает весь третий этаж кремлевского особняка музея. И посмотреть есть на что. Некоторые произведения впервые покинули запасники. А главное, обнаруживаешь, что «гроза двенадцатого года» отнюдь не монотонным эхом отозвалась в разных видах и жанрах искусства. Парадный портрет и карикатура, книжная иллюстрация и карандашный набросок с натуры, литография родословного древа и батальная акварель. Сюжеты великого события вдохновляли на многое — от росписи храма до картинок на фарфоровой тарелке. Собрание музея охватывает это разнообразие творческих «откликов» и погружает в саму атмосферу времени «славы и восторга».

Причем создатели экспозиции не ограничились показом произведений, воспевающих доблесть русского воинства. Отношения России и Франции, двух императоров, личность Бонапарта, участие нижегородцев в заграничном походе — такие темы тоже отражены в залах выставки. А еще она позволяет взглянуть на давние события с прямо противоположной стороны. И увидеть, например, глазами неизвестного французского автора… отеческую заботу Наполеона о жителях захваченного Смоленска. Или юмористичность амурных настроений русских в побежденном Париже на акварели А. П. Годфруа «Казаки флиртуют». Мирный пейзаж Огюста Дезарно Старшего кажется никак не связанным с лейтмотивом показа. Но из пояснительного текста узнаешь: автор, участвовавший в кампании 1812 года, раненым попал в плен, да так и остался в России, где превратился в Августа Осиповича и до конца дней занимался любимой живописью. В общем, экспозиция получилась не только о войне, но и о мире.

На вернисаже генеральный директор художественного музея Роман Жукарин обратил внимание первых гостей выставки на то, что она продолжает то направление деятельности коллектива, которое позволяет раскрывать богатства фондов. Только за последние месяцы специалисты подготовили и представили прежде неизвестные широкой публике собрания художественного серебра, немецкой книжной гравюры. И вот — новый масштабный показ 150 экспонатов из запасников. Причем специально проделанная работа позволила создать, кроме печатного, еще и электронный каталог выставки «И громче труб на поле чести зовет к Отечеству любовь». Он доступен на сайте НГХМ. Ну, а увидеть сами оригиналы можно до 23 сентября.

1524

Комментирование данного материала запрещено администрацией.