Колея под надзором ультразвука

07:00 — 04.08.2012

Алексей Чугунов

Дефектоскопист за работой

Дефектоскопист за работой

Автор фото: Алексей Чугунов

Колея под надзором ультразвука

07:00 — 04.08.2012

Алексей Чугунов

Завтра железным дорогам России исполняется 175 лет, а Горьковской железной дороге — 150. У многих людей эти предприятия ассоциируются в первую очередь с поездами.

Оно и понятно, ведь это первое, что бросается в глаза человеку, оказавшемуся, например, на вокзале или на железнодорожном переезде. Но ведь для того, чтобы составы проезжали по рельсам без проблем, нужно следить, причем очень тщательно, за их состоянием.

Алексей Тихомиров работает оператором дефектоскопной тележки уже шестнадцать лет.

— Вот аппарат для сплошного контроля рельсов, — говорит он. — С его помощью обследуется весь рельс, от его поверхности до подошвы. Но перо подошвы, то самое место, где он крепится к шпалам, дефектоскопом не проверяют. Такое оборудование помогает обнаружить трещины в рельсе или различные раковины на начальных стадиях развития, что помогает вовремя предупредить неисправность пути и, как следствие, аварию.

Алексей объяснил, по какой причине разрушается рельсовое полотно, и рассказал о принципе работы дефектоскопной тележки.

— Срок службы у всех рельсов разный, — продолжает специалист. — Все зависит от того, где они установлены. Например, на кривых участках пути срок гораздо меньше из-за перегрузок: здесь колеса сильнее трутся о железнодорожное полотно, чем на прямой колее.

Кроме того, чаще всего образуются трещины на участке, где есть сварные швы. Металл в этом месте непрокатанный и у него неоднородная структура.

В этих местах нередко образуются и сколы, которые устраняют с помощью наплавки: сварщики на поврежденный рельс наносят слой сплава.

— При помощи дефектоскопной тележки можно прозондировать рельс ультразвуком, — рассказывает А. Тихомиров. — Когда искательная система тележки наезжает на него, ультразвук отражается, и оператор в своих наушниках слышит звуковой сигнал. Если в рельсе есть какая-то неоднородность, то звук неестественный. Кроме того, на специальном мониторе, прикрепленном к тележке, звуковой сигнал преобразуется в линию. И чем больше трещина в рельсе, тем длиннее на экране полоска.

А для того, чтобы обеспечить лучший контакт дефектоскопа с рельсом, его поверхность с помощью специального устройства, закрепленного на тележке, смачивается летом водой, а зимой — спиртом или смесью спирта и воды.

Все рельсы проверяются дефектоскопной тележкой по-разному: чем чаще по железнодорожным колеям проезжают составы, тем чаще ей нужно проверять этот путь.

— Я прохожу с дефектоскопической тележкой в среднем по пять-семь километров в день, — говорит оператор. — Везти тележку по рельсам нужно медленно, чтобы прибор не пропустил какую-нибудь раковину или трещину.

После того, как дефектоскописты проверят определенный участок пути, они с помощью специальной программы копируют информацию с ЭВМ, расположенной на тележке, на сервер компьютера. Затем данные поступают начальнику участка пути, который решает, заменить рельс или нет.

Диагностика железнодорожного полотна чем-то напоминает диагностику обычных дорог с асфальтовым покрытием, только вот на железной дороге гораздо сложнее обнаружить изъян, чем на автотрассе.

2579

Комментирование данного материала запрещено администрацией.