Архив номеров — №81 от 02.08.2012
Сирийский детонатор
Сирийский детонатор
В последние дни произошло сразу несколько событий, которые наглядно демонстрируют, что сирийский конфликт переходит в решающую фазу и в самое ближайшее время в него будут вовлечены другие государства. В том числе те, кто отнюдь не хотел бы вовлекаться ни в какие конфликты, особенно военные. Россия, например.
Средства химзащиты
В прошлый понедельник сирийские официальные лица впервые заговорили о возможности применения химического оружия. Представитель сирийского МИДа Джихад Максиди сообщил, что Сирия находится в состоянии войны и что в случае иностранного вторжения против агрессоров будет применено химическое оружие.
Химическое оружие не применялось в бою почти что со времен Первой мировой войны. Ясное дело, что у каждой уважающей себя державы с солидной армией и кучей реальных и потенциальных противников есть запасы химоружия. Однако на его применение наложен негласный, но действенный мораторий. Настолько действенный, что даже Третий рейх, находясь на краю гибели, не отважился на его использование. И если на это готовы решиться нынешние сирийские власти, значит, ситуация у них и впрямь отчаянная.
Конечно, пригрозить и привести угрозу в исполнение — две разные вещи. Заявление Максиди дает, однако, понять, что в Дамаске на полном серьезе ожидают внешнего вторжения. И на полном серьезе готовы его предотвратить, в том числе и средствами массового поражения. Даже если придется пожертвовать остатками своей репутации и оттолкнуть последних союзников.
Российский МИД, во всяком случае, уже сделал официальное предупреждение Дамаску о недопустимости применения химического оружия. Но это заявление ничто по сравнению с американской реакцией на сирийские угрозы. Барак Обама в тот же понедельник лично обратился к президенту Сирии, предупредив его об ответственности в случае использования химоружия. Асад сделает «трагическую ошибку», если применит его, заявил Обама. Официальный представитель Минобороны США Джордж Литтл посоветовал Дамаску «ни одной секунды даже не думать о том, чтобы применить химическое оружие».
Реакция весьма показательна. Так нервно могут отвечать лишь те, кто действительно планирует вторжение. Тех, кто не собирается воевать в Сирии, угрозы ее властей вряд ли бы так обеспокоили.
Второй фронт
На другом фронте ближневосточного конфликта ситуация еще только готовится к обострению. Точнее, к переходу в фазу активных боевых действий. На прошлой неделе The Washington Post вышла с панической статьей-предупреждением о том, что Иран стремительно обзаводится новыми средствами для ударов по военным кораблям США в Персидском заливе.
— Пентагон отправляет в район Персидского залива все больше кораблей, но разумно ли во взрывоопасной обстановке отправлять в Персидский залив авианосцы и другие дорогостоящие военные корабли? — задаются вопросом некоторые опрошенные газетой эксперты. В Ормузском проливе Иран может начать конфликт с наибольшей выгодой для себя, поясняет лейтенант-коммандер Колин Бойнтон. Тогда американские корабли ждет «сокрушительный первый залп».
С другой стороны, по данным Пентагона, Иран продвигается в разработке ракет, способных поражать Израиль и более отдаленные страны, а также расширяет возможности по организации терактов руками «Хизбаллы» и других подконтрольных организаций. «Иран имеет потенциал для атак от Аргентины до Венесуэлы, в Азии, Европе и по всему Ближнему Востоку. Наивно думать, будто у Ирана нет возможностей для терактов в США», — цитирует издание эксперта Даниэля Плетка.
Готовится общественное мнение. Все более зловещим и опасным для западного мира представляют Иран западные средства массовой информации западным читателям. И все крепче и нагляднее увязывается режим аятолл с режимом Асада, дабы как можно легче и естественней перейти от «разрешения» сирийского конфликта к «разрешению» иранского.
Вызов миру
Подготовка идет по всем направлениям. К делу подключаются высокопоставленные отставники. Бывший госсекретарь США Кондолиза Райс выступила со статьей в Financial Times, в которой утверждает, что «если американцы хотят, чтобы сдвиг тектонических плит мироустройства в итоге сделал мир безопаснее, свободнее и благополучнее, то Соединенные Штаты должны преодолеть свое нежелание руководить другими». Бездействие США создаст вакуум, который, вероятно, заполнят противники свободы. «Это станет трагедией для американских интересов и ценностей, а также тех, кто их разделяет», — взывает Кондолиза Райс и призывает «отстаивать и пропагандировать могущество и перспективы свободных рынков и свободных народов, подтвердить, что ведущая роль США — гарантия глобального прогресса, а не помеха ему».
Это значит, что США и дальше готовы вмешиваться во внутренние (и внешние) конфликты всех других стран и народов. Это значит, что нет никакой возможности решить хоть сирийский конфликт, хоть иранскую проблему без американского участия. Это значит, что российская торговля оружием и впредь будет «пособничеством диктаторским режимам», а американская — «отстаиванием свободных рынков и свободных народов».
А значит, войны продолжатся. Более того, усилятся и увеличатся. Оружие ведь надо кому-то продавать. А война — лучший двигатель подобной торговли.
Прямая речь
«Мы не намерены принимать какое-либо участие в мероприятиях во исполнение решений ЕС, направленных против Сирии, в том числе не будем рассматривать обращения и давать согласие на досмотр судов, плавающих под российским флагом, равно как и на применение к ним иных ограничительных мер».
Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич.
«Эти санкции очень важны, поскольку они позволят производить досмотр судов для выяснения, какой груз они доставляют. Это, я надеюсь, позволит предотвратить попадание оружия в Сирию».
Глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон.
«Учитывая запасы находящегося в распоряжении сирийского режима химического оружия, мы хотим, чтобы Асад и его окружение знали: мир смотрит на них, и они должны будут ответить перед международным сообществом и Соединенными Штатами в том случае, если они совершат трагическую ошибку, применив химическое оружие».
Президент США Барак Обама.
По страницам СМИ
«Удалось избежать повторения ливийского сценария, а Россия продемонстрировала свою способность противостоять остальному миру, другими словами, свою силу».
«Le Monde».
«Иран накапливает арсенал современных ракет «земля-море» и расширяет свою флотилию кораблей и подводных лодок, предназначенных для стремительных атак».
«The Washington Post».
«Китай и Россия понимают, что режим Асада обречен, но не хотят его бросать. Их проблема заключается в том, что они должны пересмотреть свою позицию или отстраниться от послевоенного урегулирования».
«Los Angeles Times».
Экспертное мнение
«Вмешательство внешних сил в гражданскую войну с ярко выраженным религиозным и геополитическим оттенком — явление широко известное из истории, однако великие державы обычно делают это на свой страх и риск. Непонятно, почему другие должны придавать этому легитимность».
Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Фёдор Лукьянов.
2201
Комментирование данного материала запрещено администрацией.