Денег много. А где эффект?

07:00 — 24.07.2012

Валерий Киселев

Денег много. А где эффект?

Автор фото: Юрий Правдин

Денег много. А где эффект?

07:00 — 24.07.2012

Валерий Киселев

В Нижнем Новгороде побывал председатель комитета по бюджету и налогам Государственной думы России Андрей Макаров. Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей наиболее интересные темы, озвученные депутатом, избранным в нижнюю палату парламента от нашего региона.

Консолидация победит офшор

— Недавно Госдума приняла закон, предусматривающий консолидированную уплату группами предприятий налоговых платежей. Есть ли опасение, что это уменьшит доходы региональных бюджетов? В частности, есть расчеты, что Нижегородская область может потерять от 5 до 10 миллиардов рублей…

— В первую очередь закон принят для того, чтобы налоговая база не уходила из страны за рубеж, в офшоры. У крупных компаний есть десятки предприятий по всей стране, такой закон предусматривает только консолидацию налоговых поступлений с точки зрения отчетности, он никак не отразится на поступлении средств в регионы. Если все же это будет отрицательно сказываться на пополнении региональных бюджетов, тогда будем принимать соответствующие меры.

Местных снабдят источниками

— Как будут осуществляться межбюджетные отношения в связи со вступлением России в ВТО?

— Страхи в связи со вступлением России в ВТО преувеличены! У нас будет очень серьезный переходный период — семь лет. Мы должны понимать, что вступление России в ВТО позволит, прежде всего, гражданам получать более качественные продукты по низким ценам.

Главная задача государства — обеспечить перераспределение налогового потенциала, чтобы каждое обязательство на всех уровнях власти было обеспечено финансированием. Сейчас важно не просто выделить федеральные деньги на выполнение какого-либо проекта, а добиться того, чтобы на каждом уровне власти имелись свои источники дохода.

Например, Госдумой уже принят в первом чтении закон, который отменяет льготы по земельному налогу, это дополнительные деньги, которые позволят наполнять бюджеты на местном уровне.

Аграриям обещают точечность

— Особое беспокойство в связи со вступлением России в ВТО испытывают работники агропрома. Насколько оно обоснованно?

— Условия вступления России в ВТО для сельского хозяйства блестящие. Нам выделена квота на поддержку государством сельского хозяйства в сумме 9 миллиардов евро в год, мы же пока используем треть. Госдумой принят пакет налоговых законов о поддержке сельского хозяйства. Это будет конкретная, точечная забота о селе.

Рыночные цены приватизации

— Грядет вторая волна приватизации. Ходят слухи, что будет продана и госчасть Сбербанка. Насколько они достоверны?

— Приватизации Сбербанка не может быть по определению. Если часть его акций и будет выброшена на рынок, то это лишь сделает его баланс более устойчивым. Какой именно процент может быть продан, еще не решено. В целом же можно быть уверенным, что такой приватизации, какая была в 90-е годы, уже никогда не будет. Продавать предприятия станут не за бесценок, а только по рыночным ценам.

Ориентация на результат

— Хватает ли сейчас денег в госбюджете?

— Денег много. Вопрос в том, насколько эффективно они используются. У нас не исполняется 50 государственных программ с бюджетом более 50 миллиардов рублей, и только потому, что до сих пор нет проектно-сметной документации. Госдума разработала программу «Целевой бюджет», которая расширяет наши полномочия. Теперь депутаты будут контролировать и создание программ, и эффективность прохождения бюджетных средств. Бюджетная политика станет ориентированной на результат, Госдума будет следить, как сработал каждый рубль.

Метод тыка не для иглы

— В значительной степени наполнение федерального бюджета страны зависит от цены на нефть на мировом рынке. Можно ли ее уменьшить?

— Раньше бюджет строился в режиме угадывания мировой цены на нефть, но это опасный метод. Мы отходим от прогнозирования методом тыка. Бюджет будет рассчитываться исходя из средней стоимости за пять лет, и этот срок должен продлеваться каждый год, пока не достигнет десяти.

Скоро будет принято бюджетное правило, по которому половина «нефтяных денег» пойдет в Фонд национального благосостояния, а вторая на серьезные инфраструктурные проекты. Пока наша страна серьезно зависит от цены на нефть в мире, но поставлена задача, чтобы к 2017 году бюджетная составляющая от этого источника доходов составляла не менее 7,5 процента.

Безнал по-крупному

— Министерство финансов России разработало проект закона, предусматривающий сокращение оборота наличных денежных средств. Поддержит ли его Госдума?

— Такого закона пока нет. Если, например, в Италии уже невозможно оплатить наличными покупку стоимостью свыше тысячи евро, то мы должны учитывать менталитет наших граждан.

У многих еще нет привычки к использованию пластика, многие не доверяют банкам. Этот процесс сокращения оборота наличности должен идти постепенно и аккуратно. Может быть, надо сначала вводить безналичную оплату крупных покупок, которые превышают, допустим, 600 тысяч рублей.

Наработанные меры

— Мир живет в ожидании второй волны кризиса. Готова ли к нему Россия?

— Экономическая ситуация, действительно, неустойчивая. Но и Госдума, и правительство страны к кризису готовы, причем на порядок лучше, чем в 2008 году. Госдума приняла антикризисный пакет законов, правительство разработало набор необходимых мер в случае ухудшения экономической ситуации, который предусматривает поддержку и предприятий, и граждан, и финансовой системы страны.

Если все ветви власти будут действовать вместе, мы к любому кризису окажемся готовы.

1819

Комментарии (1):

08:11 — 24.07.12, Куклин Юрий

Андрей Макаров: "...поставлена задача, чтобы к 2017 году бюджетная составляющая от этого источника доходов составляла не менее 7,5 процента".
Сия задача уже решена.

Комментирование данного материала запрещено администрацией.