Скованные одной цепью

07:00 — 21.07.2012

Алексей Ларин

Скованные одной цепью

07:00 — 21.07.2012

Алексей Ларин


В среду премьер-министр России Дмитрий Медведев нанес короткий визит в Минск. Провел заседание Совета министров Союзного государства. Встретился с президентом Беларуси Александром Лукашенко. Поприсутствовал при подписании контракта на строительство Белорусской АЭС. Попенял белорусам на недобросовестную перепродажу российских нефтепродуктов третьим странам и утаивание прибыли. И отбыл в Москву, вновь оставив впечатление тягостного недоумения, которое почти всегда остается после встреч президентов и прочих официальных лиц России и Беларуси.

Наверное, нет более странных отношений на постсоветском пространстве, чем между Россией и Беларусью. Им затруднительно дать даже хоть какую-то оценку, не говоря уже про характеристику или определение.

Только между Россией и Беларусью существует такая форма отношений, как Союзное государство. Это именно форма отношений, а не организация. Потому что любая организация предполагает наличие какой-то структуры, какого-то центра управления или хотя бы принятия решений, какой-то общей цели или идеологии.

Ничего этого между Россией и Беларусью нет. Можно было бы сказать «пока нет», но вообще-то «уже давно» нет. Учитывая, сколько лет Союзное государство существует на бумаге и особенно — сколько лет ведутся разговоры об этом самом Союзе.

Такой структуры нет не только на постсоветском пространстве, такой структуры нет вообще нигде в мире. Есть разные формы межгосударственных объединений и организаций. ЕС, например. Но в ЕС есть хоть что-то общее. Единая валюта, единый Центральный банк. Есть Европейский суд по правам человека, есть Европарламент, есть Еврокомиссия, есть даже европрезидент. И министр иностранных дел Евросоюза тоже есть.

Конечно, все эти структуры работают ни шатко ни валко. Конечно, ЕС находится сейчас в кризисе, в том числе управленческом. Не в последнюю очередь, как указывают многие, из-за слишком поспешного и слишком масштабного объединения. Но объединение все же состоялось, единые структуры управления созданы и худо-бедно, но функционируют. Чего не скажешь о Союзном государстве.

Все, что объединяет ныне Россию и Беларусь, может прекрасно объединять и без этой маловразумительной надстройки. Экономические отношения, деловое партнерство можно прекрасно выстраивать и без Союзного государства. Торгует же, например, Россия с Казахстаном, Украиной или Арменией. И совместные предприятия создаются, и взаимная приватизация происходит, и культурные мероприятия проводятся. И отсутствие «Союзного государства» ничему этому отнюдь не мешает.

С другой стороны, статус «Союзного государства» ничуть не помогает в разрешении спорных и конфликтных ситуаций, то и дело возникающих между Россией и Беларусью.

За время президентства Александра Лукашенко в России сменилось уже три президента, и с каждым он умудрялся серьезно, а то и публично, поссориться, чуть не доводя дело до разрыва отношений. Конечно, у России со многими странами на постсоветском пространстве периодически случалось обострение отношений. С Грузией, например, они вылились в полноценный военный конфликт, не разрешенный до сих пор. С прибалтийскими странами идет перманентная «холодная война». Постоянно вспыхивают то торговые, то политические споры с Украиной. Но ни с одной из этих стран у России нет Союзного государства, и ни одна из них не клялась Москве «в вечной дружбе и братстве», как это делал Лукашенко. Причем столь же часто, как и обрушивался с руганью на «имперскую Россию» за ее «посягательства на белорусскую независимость».

Нет, наверное, на постсоветском пространстве страны (за исключением прибалтийских), где так трудно и с такими препонами российские компании участвовали бы в приватизации местных активов. Вот и накануне последнего визита Медведева в Минск Лукашенко в очередной раз взбунтовался против уже решенной вроде бы продажи «Беларуськалия» российскому «Уралкалию». Он категорически отказался продавать контрольный пакет компании и готов уступить только долю не больше 25%. И лишь по цене, в которую многие оценивают всю компанию. Естественно, на таких условиях желающих участвовать в приватизации найдется немного.

Александр Лукашенко не хочет выпускать контроль над ситуацией в стране и уж тем более кому-то передоверять его. В этих условиях «Союзное государство» было и останется фикцией. С другой стороны, Лукашенко не хочется упускать и выгод из союза с Россией, ведь она единственная прикрывает его от нападок западных лидеров и предоставляет дешевые многомиллиардные кредиты. На постройку АЭС в Гродненской области, например, Россия выделяет 10 млрд долларов. И это при том, что Москва подозревает Минск в мошеннической схеме с перепродажей российских нефтепродуктов в Нидерланды под видом других товаров, чтобы не платить России пошлину, из-за чего только в прошлом году российский бюджет мог недополучить 700 млн долларов, а в этом году потери могут вырасти до 2 млрд долларов.

Медведев по итогам визита прямо заявил, что в ситуации надо разобраться, а виновных наказать. Но странно было бы искать виновных в Беларуси, где за все отвечает один человек.

Отношения, конечно же, сохранятся, никто их рвать не станет. Но странные это какие-то отношения. Словно скованных одной цепью, которую ни порвать, ни выбросить.

1845

Комментирование данного материала запрещено администрацией.