«Гордиев узел» разрубит гидроузел

07:00 — 21.07.2012

Алексей Чугунов

И мель будет не страшна

И мель будет не страшна

Автор фото: Юрий Правдин

«Гордиев узел» разрубит гидроузел

07:00 — 21.07.2012

Алексей Чугунов

Обеспечить судоходство на Волге выше Чебоксарской ГЭС можно без подъема воды в водохранилище. Ведь небольшая глубина мешает судоходству только на небольшом участке реки в нижнем бьефе Нижегородской ГЭС.

Об этом рассказал заместитель губернатора Нижегородской области Владимир Лебедев.

— Для обеспечения гарантированных глубин Волги в районе Городца необходимо сделать так, чтобы уровень воды в 68 метров преобладал именно в этом районе, — говорит он. — Для этого нужно построить низконапорный гидроузел, который будет стабильно повышать уровень в Волге на отрезке реки протяженностью всего 40 километров. Таким же образом проблему судоходства успешно решили в нижнем бьефе Цимлянской ГЭС на Нижнем Дону — строительством трех низконапорных гидроузлов.

По словам Владимира Альбертовича, Министерство транспорта Российской Федерации еще в 2003 году поддержало предложение и приняло решение о строительстве на Волге низконапорного гидроузла с автодорожным переходом. Кроме того, постановлением правительства РФ от 20 мая 2008 года проектирование и строительство низконапорного гидроузла в Нижегородской области в районе поселка Большое Козино включено в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». Такой гидроузел обойдется в 39,7 миллиарда рублей.

Стоит напомнить, что участок Волги от Нижнего Новгорода до Городца стал препятствием для судоходства, особенно для крупнотоннажных судов с большой осадкой. Необходимая глубина на этом участке в некоторые дни поддерживалась только три часа в сутки. Поэтому большегрузные теплоходы проплывали недогруженными или приходилось переваливать грузы на другие суда. Из-за этого четырехчасовой переход затягивался на двое-трое суток.

Проблема пропускной способности участка от Городецких шлюзов до Балахны требует немедленного решения. Ориентировочные расчеты специалистов показывают, что при прогнозируемом росте грузопотоков максимальная пропускная способность шлюзов исчерпает себя к 2020 г. И если не построить гидроузел на этом участке, грузопоток расти не будет. Тогда о перспективах создания международного транспортного коридора «Север — Юг» и единой глубоководной системы, соединяющей Северную Европу со странами, которые имеют выход к Каспийскому и Черному морям, можно будет забыть.

Мало того, само судоходство на Волге будет под угрозой. А река распадется на два отрезка — северный и южный. Но если проблему мелководья удастся решить, то максимальная пропускная способность может увеличиться до 50 миллионов тонн.

Кроме строительства низконапорной плотины, проблему мелководья на реке можно решить и другими способами. Например, поднять уровень Чебоксарского водохранилища до отметки 68 м, что обойдется в астрономическую сумму — от 300 до 500 млрд рублей. Этот вариант решит проблему судоходства, но последствия будут катастрофическими. Уйдут под воду тысячи гектаров пойменных земель в Республике Марий Эл и Нижегородской области, превратятся в болото огромные территории. Ущерб природе будет нанесен непоправимый.

Есть еще один способ бороться с проблемой, причем самый простой: нужно копать дно, углубляя речной фарватер. Но результата, к сожалению, это не принесет: дно Волги зыбкое, подвижное, на сколько сантиметров его углубить — на столько же упадет уровень воды. Из-за глубинной эрозии русла этот вариант пришлось отвергнуть.

Правильное решение найдено руководством Нижегородской области — строительство низконапорной плотины в районе поселка Большое Козино. Остается только ждать, когда плотину спроектируют и построят.

2985

Комментирование данного материала запрещено администрацией.