Архив номеров — №75 от 19.07.2012
Нижегородский маршрут Ивана Грозного
Нижегородский маршрут Ивана Грозного
460 лет назад царь Иван IV предпринял поход на Казанское ханство. В июле 1552 года по пути на Восток его войско вступило в нижегородские пределы. Гость «Отчины» — историк Александр Горбунов.
— Александр Иванович, как царское войско оказалось на земле нижегородской?
— Поход 1552 года был четвертым. Три предыдущих, 1546, 1547 и 1550 годов, проходили через Нижний Новгород. Маршрут четвертого пролегал через Коломну, Владимир, Муром и далее по южным районам нашей области. От Мурома царская рать двигалась вдоль рек Теши и Пьяны. Одновременно из Касимова с городецкими князьями и местными татарами шло второе войско во главе с князем Як-Сеит Черевсеевым, чтобы соединиться с главными силами у слияния рек Ежати и Пьяны. Встреча произошла у современного села Юрьево Гагинского района.
— В чем для нас значение этого похода?
— В том, что он положил начало многим городам и весям Нижегородского края. Царю Ивану Васильевичу обязаны возникновением Арзамас, Ардатов, Горбатов, Княгинино, Воротынец, Большое Мурашкино, Дивеево, другие поселения, храмы, монастыри.
— Как это происходило?
— После переправы через Оку у современного Навашина рать двинулась на Саконский лес и в 30 верстах от Мурома остановилась на ночлег. Это был первый стан в лесу на реке Велетьме, возле села Саваслейка. Второй был у Шилокши (Кулебакский район), третий — у Сакон, ближе к нынешнему Ардатову. На царских вратах существовавшей здесь ранее церкви была надпись: «Здесь был царь Иван Васильевич 24 июля 1552 года». Всего станов на пути следования главной рати через нижегородскую землю было десять. Последний, на речке Медянке, устранили в районе нынешнего села Сеченово. До 1945 года село так и называлось — Теплый Стан, поскольку здесь во время стоянки, по преданию, была теплая погода.
На месте пятого стана в XIV веке располагалось село Ивановское, названное так в память о переправе Иоанновой рати через Тешу. На месте нынешнего Арзамаса царь заложил храм во имя Воскресения Христова (ныне Воскресенский собор), а также крепость, включающую в себя «город» из толстых бревен с одиннадцатью сторожевыми башнями и более значительную по размерам остроконечную изгородь.
— Правда ли, что за власть московского царя в Поволжье сражались многие «инородцы», включая татар?
— Основание и названия поселений Ардатов, Кужендеево, Ризадеево, Сыресево, Хрипуново связывают с именами мордвинов, сопровождавших царское войско или участвовавших во взятии Казани и получивших за ратные заслуги земли. Государь щедро наградил проводника Ардатку землей, на которой тот основал поселение, ставшее впоследствии уездным городом Ардатовом. Татарских военачальников «касимовского» войска братьев Исенея и Дивея Мокшевых царь возвел в княжеское достоинство. Бывший мурза Дивей получил также впоследствии право собирать ясак и вершить суд над мордовским населением. Образовавшееся здесь русское поселение стало именоваться Дивеевом. Русские поселенцы обосновывались и на других мордовских землях вдоль «казанского маршрута». Они занимались землепашеством, несли дозорную службу. Так возникли села Смирново, Большое Череватово, Сыресево, Томяшево, Выползово, Шатки и другие. Для укрепления Арзамаса царь оставил 600 казаков на поселение в районе села Выездное, которое прежде именовалось Казачьей выездной слободой.
— Каким было отношение к походам Грозного коренного населения Поволжья в целом?
— В те времена Московское государство подвергалось разорению казанскими и крымскими ордами. Поселения выжигались, мужчины истреблялись, женщины и дети уводились в плен. В Казани существовали крупнейшие невольничьи рынки. Но там были и сторонники сближения с Москвой. Другая же часть татарской знати ориентировалась на Крым, зависимый от Турции. В 1551 году был подписан договор о присоединении Казанского ханства к Русскому государству на правах конфедерации, при сохранении ислама как полноправной религии татар и при царе-мусульманине.
Таким образом, «империалистическая» концепция политики Ивана Грозного на Востоке не выдерживает серьезной критики. Она диктовалась, прежде всего, нуждами обороны государства от соседей-хищников и в целом носила характер мирной колонизации на основе национальной и религиозной терпимости.
Из Казани было освобождено более ста тысяч пленников. Однако
татарские мурзы, служившие царю, подняли мятеж. Летописи сообщают, что
местное население радушно встречало царских ратников, доставляя им «хлеб
и люд и говяды... и мосты на реках делаху и везде станы строити бяху».
10778
Комментирование данного материала запрещено администрацией.