Президентский дозор

13:24 — 12.07.2012

Ирина Мухина

Тяжел ты, топор президента

Тяжел ты, топор президента

Автор фото: Кадр из фильма

Президентский дозор

13:24 — 12.07.2012

Ирина Мухина

Есть что-то залихватское в акте перековки реального героя нации в персонажа фантастического боевика. Столь рискованным путем пошли создатели нового фильма «Президент Линкольн: охотник на вампиров».

Шестнадцатый президент США, один из самых почитаемых у себя на родине, спустя полтора века пережил там операцию по смене ориентации: из культовой исторической личности Авраама Линкольна перештамповали в продукт массовой культуры. В ней теперь мода на вампиров, вот и его отправляют в мир этих ночных монстров. Видимо, чтобы стал понятнее, роднее нынешней публике, с трудом постигающей иные формы героизма.

Конечно, стряхнуть бронзовый прах с чьего-нибудь монументального величия в кино всегда на пользу. Тем более что сама реальная биография этого конкретного человека поражает воображение. Плебей из среды бедных и безграмотных, упорно трудившийся над самообразованием, полный неистовой жизненной и общественной энергии, он совершил невероятное и в собственной судьбе, и в судьбе своей страны. Из низов вознесся до поста президента, покончил с рабством в США. Но яркая жизнь — с политической борьбой, кровопролитными драмами войны Севера и Юга, с победой и жертвенной гибелью героя в конце, похоже, сборов в кинотеатрах не обеспечивает. Другое дело — нечто мистически щекочущее нервы. Настоящий Линкольн получил прозвище «щепкоруб» за виртуозную рубку дров? Будущий президент по ночам при лучине читал книги? Нет, топор и ночные бдения на экране хороши для другого — охоты на вампиров. И достоверные факты биографии великого человека получают новую, фантастическую, трактовку.

У девятилетнего Авраама умерла мать, но только сын знает истинную причину безвременной кончины, подсмотрев, как ночью в нее впился вампир. Отныне главная цель — отомстить темной твари. Став юношей, Линкольн по-прежнему одержим поиском убийцы. А встреча с Генри, который представляется знатоком кровососущих бессмертных, открывает еще более ужасную истину: монстров много и они вот-вот захватят всю страну. Так что гражданская война обретает второй — ирреальный, сакральный смысл. Как объяснил в одном интервью создатель картины, наш соотечественник Тимур Бекмамбетов, с помощью такой метафоры, более доступной современному сознанию, фильм повествует о величии победы над кровопийцами-рабовладельцами.

Сам режиссер на поле фантастических войн Темных и Светлых уже одержал свои главные победы. Первая случилась восемь лет назад, после выхода на российские экраны «Дневного дозора». Мгновенно прославившийся Бекмамбетов вскоре приглашен в Голливуд, где участвует в ряде масштабных проектов (анимация «9», боевик «Особо опасен»). И вот он, иностранец, теперь дерзко коснулся даже национальной святыни американцев. Впрочем, коснулся так, что продолжил ее героизацию на новый манер. Ведь на экране Линкольн отчаянно смело отправляется в собственный дозор, выходит победителем в мистическом и невероятно страшном поединке со злом. Спецэффекты делают это противостояние захватывающим. Чего стоит эпизод погони молодого Авраама за вампиром в гуще лошадиного гурта!

Словом, и в президентской ипостаси, и в фантастической он — истинно доблестный защитник нации. Вы скажете, что высокий исторический образ на экране все-таки оказался разменян на жанр более низкий, обиходный? Но ведь никого не возмущает, что портрет этого президента США тиражирован на пятидолларовой банкноте и мусолится в каждом кармане. Такова слава, ее медные трубы порой переплавляют в медяшки…

Вот интересно, если бы Бекмамбетов делал блокбастер о Петре Великом, император у него, вероятно, тоже не бороды рубил, а хвосты оборотням? Шутка шуткой, но появилась информация, что этот успешный режиссер взялся за фильм о Георгии Победоносце. Трепещи же, дракон, на тебя движется рыцарский дозор!

1508

Комментирование данного материала запрещено администрацией.