Умная альтернатива 3D

07:00 — 10.07.2012

Анастасия Базилева

Менять репертуар фактически не придется

Менять репертуар фактически не придется

Автор фото: Юрий Правдин

Умная альтернатива 3D

07:00 — 10.07.2012

Анастасия Базилева

В последнее время вести с полей кинопроката приходят все больше тревожные: зритель мигрирует из кинотеатров в Интернет, фильмы в 3D уже мало кого удивляют и привлекают, потенциальные блокбастеры проваливаются в прокате. На этом мрачном, казалось бы, фоне вступление «Орленка» в киношный «евросоюз» вызывает не только радость, но и ряд вопросов, главный из которых: насколько выгодно делать ставку на «кино не для всех», если даже кассовое «попкорн-муви» перестало окупаться?

Последний приют «другого кино»

После прошлогодних волнений вокруг киноцентра «Рекорд» «Орленок» превратился в последний приют «другого кино» в Нижнем Новгороде. Единственный зал «Орленка», конечно, редко бывает переполнен, но и не пустует практически никогда — вокруг кинотеатра сформировалась своя постоянная аудитория, которая не пропускает ни одного нового фильма.

Если в большие кинотеатры зритель часто приходит, чтобы заполнить время между покупкой босоножек и началом рекламной акции в отделе парфюмерии, то в «Орленок» идут целенаправленно.

Примечательно, что «Орленку», не только имеющему нестандартный репертуар, но и оснащенному, прямо скажем, не по последнему слову техники (несовершенный проектор, отсутствие системы «звук вокруг», неудобные старые кресла), удается избежать судьбы прочих кинотеатров — ветеранов города. В районные «Буревестник» или «Зарницу» давно приходят только группы учеников окрестных школ и пенсионеры, новые фильмы там показывают с опозданием на месяц, а сеансы старых, пусть и всеми любимых, картин собирают максимум десяток энтузиастов. На этом фоне «Орленок» выглядит и вовсе чудом, которое к тому же должно заиграть новыми красками после присоединения к заграничной сети. Так что же, кроме гордого звания «европейского кинотеатра», принесет «Орленку» Eurimages?

33 процента для переоснащения

Европейский фонд поддержки кинематографии Eurimages существует с 1989 года и на сегодняшний день включает в себя 47 стран-членов. Цель этих миссионеров от киноиндустрии — поддержка и распространение в мировом прокате фильмов, которые «отражают многообразие европейского общества». То есть, по сути, фонд пытается помочь умному европейскому кино выдержать конкуренцию с американской прокатной машиной и стать не менее доступным для зрителя, чем очередной супергеройский боевик. Поддержка эта, естественно, не только моральная и информационная, но и материальная. Принимая в свой состав очередной кинотеатр, Eurimages обязует его руководство составлять репертуар таким образом, чтобы 33 процента от всех фильмов в прокате составляло европейское (в том числе и российское) кино. В обмен фонд предоставляет средства на техническое оснащение, проведение кинофестивалей и информационную поддержку. На таких же условиях в Eurimages вступил и наш «Орленок».

Маленькому, но гордому нижегородскому кинотеатру от этого сплошная выгода: репертуар перекраивать не придется — в «Орленке» и так большинство фильмов подходит под европейский формат, а деньги на переоснащение придутся как нельзя кстати.

Вопрос остается только в том, насколько для российской и в частности нижегородской киноиндустрии актуален формат кинотеатра, в котором львиную долю сеансов занимает так называемое «кино не для всех». Сколько этих самых «не всех» в Нижнем Новгороде и захотят ли платить за фестивальное кино не только они, но и все остальные?

Провалы тяжеловесов меняют формат

Как это ни прискорбно для киноиндустрии, но недавняя мода на походы в кино прошла. Сначала для того, чтобы зритель побежал за билетами, было достаточно громкого имени на афише, потом — заоблачного бюджета, потраченного на спецэффекты, «Аватар» на какое-то время сделал волшебным магнитом для публики 3D, и вот настал тот день, когда ни первое, ни второе, ни даже третье обстоятельство не дают гарантии того, что зал будет полон.

Казалось бы, какие шансы у недорогих и сложных фильмов выжить в прокате, если даже многомиллионные картины бесславно тонут в море зрительского равнодушия? Как ни странно, они есть.

Во-первых, для того, чтобы дорогой в производстве фильм не то что принес прибыль, а хотя бы окупился, необходимо гораздо больше денег, чем для того, чтобы извлечь финансовую выгоду из проката кино, которое обошлось дешево в производстве и недорого стоило при закупке. Примеров масса, причем даже среди нового русского кино. Пока очередной тяжеловесно-патриотический фильм, идущий во всех кинотеатрах страны, вроде «Цитадели» Михалкова, проваливается в прокате, набирая полтора миллиона долларов при потраченных сорока пяти, фильм «Портрет в сумерках», снятый на фотоаппарат при бюджете в $20 000, который шел всего в 39 кинотеатрах России, набирает прокатных $154 000. Да, масштаб не тот и цифры не те, но где провал, а где финансовая выгода — очевидно.

Заинтересованность зрителя в альтернативном кино почувствовали не только «нишевые» кинотеатры вроде «Орленка» и «Рекорда», но и их крупные конкуренты, в частности, всероссийская сеть кинотеатров «Синема парк», которая уже этим летом проведет в Нижнем Новгороде фестиваль «Другое кино». Что это, если не признание того факта, что и на «умных фильмах» можно заработать? Так может, вступление «Орленка» в сеть европейских кинотеатров — это не только не лишнее, но и необходимое для города, как в культурном, так и в финансовом плане, событие?

2324

Комментирование данного материала запрещено администрацией.