Нижегородская канатка – самая длинная в Европе!

07:00 — 07.07.2012

Алексей Чугунов

Нижегородская канатка – самая длинная в Европе!

Автор фото: Николай Бравилов

Нижегородская канатка – самая длинная в Европе!

07:00 — 07.07.2012

Алексей Чугунов

Далеко не каждый европейский город может похвастаться тем, что, кроме привычного пассажирского транспорта — автобуса, такси, трамвая, метро, в нем действует и канатная дорога. В основном такие дороги находятся на горнолыжных курортах, где, собственно, по другому-то и не залезть на возвышенность, кроме как на подъемнике. В нашем городе уже около пяти месяцев работает новый вид транспорта. Что же особенного в канатной дороге Нижний Новгород — Бор?

Наша «воздушная переправа» среди канатных дорог, используемых как общественный транспорт, самая большая по протяженности и самая высокая в Европе по высоте двух опор — в 95 метров каждая. Кроме того, во всем мире нет такого безопорного пролета над водной поверхностью — в 882 метра. Уже высказаны предложения о занесении нашей дороги в Книгу рекордов Гиннесса. Познакомимся же с ней поближе.

Пассажирская нижегородская канатная дорога разработана французской фирмой «Pomagalski». Ее горизонтальная длина составляет 3661 метр, а перепад высот — 62 метра. Пропускная способность нашей канатки — 1000 человек в час. Трос с кабинками поддерживают 10 огромных стальных опор. Они изготовлены белгородским предприятием ЗАО «Энергомаш». Стальной оцинкованный несуще-тяговой канат произведен французской фирмой «Trefileurope».

Канатная дорога Нижний Новгород — Бор работает как повседневный пригородный транспорт, но она как-то не ассоциируется с ним. Чего только стоит посадочная площадка на правом берегу Волги — возникает ощущение, будто на швейцарский горнолыжный курорт попал. И что самое удивительное, «воздушных переправ» такого масштаба в средней полосе России до этого никогда не строили.

Наша воздушная переправа относится к канаткам с отцепляемым по-движным составом. То есть кабинки прикреплены к тросу не все время, а только на магистральном участке от станции до станции. На самих же станциях специальные механические устройства раскрывают зажим, держащий кабинку на подвижном тросе, и переносят ее на трос, движущийся с меньшей скоростью, которая и удобна для посадки и высадки пассажиров. После завершения посадки механизм разгоняет кабинку до скорости основного каната и снова прикрепляет кабинку к нему. Такой тип канатной дороги обладает самой высокой провозной способностью пассажиров.

А вот как все начиналось. 21 декабря 2007 года в Нижнем Новгороде французской компанией «Pomagalski» был представлен проект канатки. Два года спустя на белгородском предприятии ЗАО «Энергомаш» специалисты разработали комплект чертежей. Строительно-монтажные работы начались 20 января 2010 года, а уже к февралю на территорию Борского района специалисты привезли металлоконструкции.

Открыть «воздушный мост» планировалось в сентябре 2010 года, однако в мае того года на этапе строительства проектная документация была отправлена на доработку, после которой вновь потребовалось прохождение государственной экспертизы. Таким образом, сроки открытия были смещены на второй квартал 2011 года. В феврале 2011 года еще монтировалась опора Т7, расположенная на острове, а уже в сентябре специалисты начали монтировать технологический канат с помощью вертолета. Для этого нужно было перекрывать отдельные участки Волги между соответствующими опорами на три часа в течение нескольких дней. И 9 февраля этого года канатная дорога Нижний Новгород — Бор открылась.

Кстати, первая канатка была запущена в Швейцарии в 1866 году. С ее помощью туристы добирались на смотровую площадку. Настоящий бум строительства таких дорог пришелся на вторую половину XX века, когда активно начал развиваться горнолыжный спорт. И каких только сейчас нет канатных дорог!

Например, на швейцарском курорте Хох-Ибриг работает самый страшный «воздушный мост» в мире. Для того чтобы прокатиться по нему, не нужно садиться в кабинку, надо надеть шлем и пристегнуться. Ведь по подвесной дороге Sternensauser пассажиры передвигаются под тяжестью собственного тела. Эта канатная дорога представляет собой кабель, натянутый между несколькими платформами на высоте 75 метров над землей. Кстати, именно Sternensauser является самой длинной кабельной дорогой подобного типа в мире, ее длина 3456 метров. Во время движения пассажир развивает скорость от 70 до 90 км/ч, благодаря чему создается ощущение свободного полета. Говорят, что выброс адреналина во время спуска по Sternensauser не меньше, чем при прыжке с парашютом. Но прокатиться по ней можно только летом.

Любопытно, что на европейских канатных дорогах перевозят не только людей, но и… известь. Самая длинная канатка в Европе, протяженностью 8,3 километра, находится в Чехии. Она пересекает местность между Черным Долом в Крконошах и Кунчицами-над-Лабем. Вот уже 46 лет по ней переправляется известняк из чернодольской шахты на завод по переработке в Кунчицах. Канатка уникальна тем, что для движения ей практически не требуется электроэнергия, потому что она функционирует по «системе падения». То есть из расположенных выше шахт наполненные известняком вагонетки «перетягивают» более легкую сторону с пустыми тележками к расположенным ниже Кунчицам.

К югу от Ялты расположена одна из самых ярких достопримечательностей Крыма — подвесная пассажирская канатная дорога Мисхор — Ай-Петри. Она построена для подъема на одну из самых красивых вершин Крымских гор — гору Ай-Петри. Дорога строилась около 20 лет. Открыли ее 31 декабря 1987 года. Именно она является самой длинной безопорной канатной дорогой Европы с углом подъема 46 градусов. Между участками находится средняя пересадочная станция на высоте 304 метра над уровнем моря. По этим участкам непрерывно движутся по 2 вагона.

Для каких только целей европейцы не используют канатки! Но все-таки чаще всего такие дороги можно увидеть в горах.

4235

Комментирование данного материала запрещено администрацией.