Судостроители поймали волну

14:24 — 03.07.2012

Ольга Сафронычева

Виктор Олерский (справа): «расшивать» реку в одном месте смысла нет

Виктор Олерский (справа): «расшивать» реку в одном месте смысла нет

Автор фото: Николай Бравилов

Судостроители поймали волну

14:24 — 03.07.2012

Ольга Сафронычева

В развитии российских речных перевозок, похоже, наметилась тенденция к сотрудничеству государства и бизнеса: на федеральные средства модернизируется инфраструктура, за счет частных инвестиций обновляется флот… О нынешнем состоянии речной отрасли и некоторых перспективах ее развития «НП» рассказал побывавший на днях в Нижнем Новгороде заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский.

Плюс-минус 30 с оговорками

— В этом году мы рассчитываем увеличить государственное финансирование текущего содержания внутренних водных путей примерно на 30 процентов, до 16 миллиардов рублей. Если выйдем на этот объем, достигнем нормативных показателей. Наша заявка принципиально поддержана Министерством экономического развития, Минфином, хотя и с небольшими оговорками. Нам предлагают, в частности, рассмотреть вопрос введения платности на водных путях. Но она, по сути, сегодня уже существует, ведь судовладельцы оплачивают компенсационный сбор. Минфин не жмет на нас, но предлагает создать некую модель, чтобы посмотреть, не превысят ли расходы на администрирование этой платности, собираемые от нее доходы. В моем понимании это неэффективный шаг.

Транспорту требуется вода

Инвестиции в речную инфраструктуру в рамках федеральных программ идут опережающими темпами. Все проекты, которые мы начинали, складываются более-менее удачно. У нас сегодня три «узких» места в Единой глубоководной системе — Волго-Балт, Городец, Волго-Дон. «Расшивать» в одном месте нет смысла. Заниматься надо системно, по всей территории европейской части России.

Проблема Городца может быть решена за счет реконструкции Чебоксарской ГЭС. Предложенный «РусГидро» проект, как известно, проходит стадию обоснования инвестиций, ведутся экологические исследования — особенно это касается вашего региона. Любое поднятие уровня воды будет на пользу транспорту. Существует и другое решение этой проблемы — строительство низконапорной плотины в районе Большого Козино. Однако здесь, я считаю, нужно использовать средства не федерального бюджета.

Для возрождения нужны круизы

Принятый в прошлом году закон по поддержке судостроения и судоходства здорово помог мотивировать судовладельцев к строительству грузового флота. И сегодня наблюдается настоящий бум. Проблемы со строительством пассажирского флота остаются. Отдельные шаги в части глубокой реконструкции, модернизации пассажирского флота предпринимают и «Волжское пароходство», и другие компании. Строятся небольшие суда. Но мы под возрождением пассажирского флота понимаем строительство больших круизных кораблей. Наверное, потребуются субсидии из федерального бюджета на строительство таких судов. Все другие возможности уже использованы: льготное кредитование, лизинговая схема, долговое финансирование…

На зону согласны

Еще один шаг для мотивации — создание свободных экономических зон судостроительного типа. Прописанный в законе механизм предусматривает большое количество разного рода льгот, но окончательное решение — за субъектом Федерации. Сейчас мы ездим по регионам, убеждаем, что надо сделать этот шаг. В Астраханской области идею поддержали, в Нижегородской есть распоряжение о создании рабочей группы. Многие руководители думают: а зачем давать льготы, и так все хорошо — сейчас же бум. Но это временная ситуация: большие судовладельцы разместят заказы, волна пройдет. Средние не имеют таких возможностей, их нужно больше стимулировать.

2741

Комментирование данного материала запрещено администрацией.