Заработать на жизнь по китайскому варианту

14:24 — 03.07.2012

Ольга Сафронычева

Заработать на жизнь  по китайскому варианту

Автор фото: Юрий Правдин

Заработать на жизнь по китайскому варианту

14:24 — 03.07.2012

Ольга Сафронычева

В этом году Нижегородский порт отметил 80-летие. Особых торжеств по поводу юбилея не было. Ситуация в речной отрасли сегодня сама по себе непростая. Для предприятия она вдобавок осложняется неясностью перспектив, связанных с возможным переносом центрального грузового района с территории Стрелки. Так что наш разговор с генеральным директором порта Александром Жарковым, состоявшийся в канун Дня работников морского и речного флота, получился не праздничным.

Вместо станков металлолом

— Александр Алексеевич, работу Нижегородского порта сегодня оценивают по-разному, в том числе и нелестно. По словам некоторых областных чиновников, от порта осталось одно название. А как вам видится ситуация изнутри?

— В принципе, работа у нас есть, мы используем все, что имеем. Себе на жизнь зарабатываем — это уже плюс. Очень хорошо подготовились к навигации этого года, четко по графику ввели флот в эксплуатацию. С 1 июля повышаем зарплату плавсоставу. Но грузооборота, конечно, недостаточно, структура его поменялась кардинально.

А по поводу того, что «от порта осталось одно название»… Может быть, это оценка эффективности работы чиновников? Мы бы с удовольствием выгружали оборудование для заводов или отгружали продукцию местных предприятий. А занимаемся, к сожалению, металлоломом для металлургических комбинатов. К тому же нас почему-то больше ценят в соседних регионах, чем в своем. Мы работаем с заводами в Чувашии, в Самарской области: там у порта репутация достойного контрагента, который держит свое слово. А дома почему-то для нас работы нет. Хотя, когда соборный колокол пришел, за выгрузкой обратились. Оборудование для Борского силикатного завода — автоклавы длиной 30 метров, каждый по 40 тонн весом — тоже у нас выгружали…

В последние два года грузооборот растет, но на уровень 2007–2008 годов мы пока не вышли. Об объемах, которые были в конце восьмидесятых, даже не мечтаем: перестройка экономики произошла радикальная, и в ближайшее время вряд ли что-то изменится.

Можно и на Луне построить…

— Все российские порты сейчас чувствуют себя не очень хорошо или у Нижегородского все-таки особая ситуация?

— С коллегами мы связь держим. Конечно, всем бы хотелось жить лучше. Но разговоры о переносе, ликвидации Нижегородского порта наше положение сильно усложняют. Особенно когда эту тему берутся обсуждать непрофессионалы, даже не вникая в суть проблемы. Ведь речь идет о переносе центрального грузового района, расположенного на Стрелке. А границы работы порта гораздо шире — от Чкаловска до Васильсурска. Говорят, например, о переносе в Большое Козино. А почему именно туда? Кто-то при этом думает, как будет развиваться город, каковы будут его потребности в транспортных услугах? Можно ведь зарабатывать деньги на транспортных услугах, а можно оказывать транспортные услуги, зарабатывая деньги. Вроде одно и то же, а принципы совершенно разные. Создавая новый комплекс для перевалки грузов, нужно помнить, что делается это для обслуживания предприятий города, для удовлетворения их потребностей.

— Вы лично какое место считаете оптимальным?

— Раньше поиском занимались проектные институты. Они пытались заглянуть на 20–25 лет вперед (срок окупаемости гидротехнических сооружений) и понять, что нужно региону, где и как строить. Сейчас этого нет. Если не будет оценки профессионалов, мнения экспертного совета, строить можно где угодно, хоть на Луне. Кстати, стоимость строительства одного погонного метра причальной стенки — около миллиона рублей. Таких метров нужно по крайней мере 300, плюс покрытие территории, транспортная инфраструктура и много чего еще. Кто сейчас готов вложить 2–3 миллиарда рублей, которые окупятся через 20 лет?

Чтобы определить оптимальное место, нужно знать долгосрочные перспективы развития.

Концепция единства вместо оазиса

— Эти перспективы, видимо, знает «Логопром», раз планирует строить мультимодальный логистический комплекс в качестве альтернативы грузовому району на Стрелке…

— Существующий грузопоток — не один, их несколько, так что никаких проблем я не вижу. Про альтернативы мы знаем, но не приспособлены к ним технически. Не стало в Нижнем Новгороде предприятий, для которых формировались бы судовые отправки. Сейчас можно работать только по сборным отправкам, а это другие принципы организации работы, техника, технологии. У нас их пока нет. Во-вторых, даже если мы приспособимся, один «оазис» ничего не решит. Должно быть несколько портов, объединенных единой концепцией. Мы пытались это организовать в 2010 году. Собирали представителей ключевых портов, разработали концепцию. Это было сложное время для транспорта, дальше обсуждения дело не пошло. Прошлый год оказался получше. Думаю, в конце ноября мы повторим попытку договориться с коллегами об общих правилах игры, об организации регулярного судоходства.

А работа на реке есть!

— Кто сегодня ваши крупнейшие контрагенты?

— Не стало в Нижнем предприятий, на базе которых можно прогнозировать нашу деятельность. Я не говорю о том, плохо это или хорошо. Жизнь меняется, и нам нужно соответствовать. А работа на реке есть. Вот сейчас, например, мы рассматриваем три предложения, из которых нужно выбрать одно…

— А все принять не можете?

— Нет, к сожалению. Это контракты в разных регионах. Собственного флота не хватит, а его аренда — тупиковый путь. Поэтому мы решили действовать как китайцы: опора на собственные силы. Хоть это и сложно, будем приобретать свою технику. В следующем году, надеюсь, такая возможность появится.

1938

Комментирование данного материала запрещено администрацией.