Ритэйл дошел до предела

07:00 — 26.06.2012

Олег Папилов

Ритэйл дошел до предела

Автор фото: Наталья Бурухина

Ритэйл дошел до предела

07:00 — 26.06.2012

Олег Папилов

С каждым годом в Нижнем Новгороде, как, впрочем, по всей России, все больше открывается крупных сетевых магазинов. Соответственно, количество мелких торговых точек сокращается на глазах. Хорошо это или плохо для рядового обывателя? И как сегодня живется сетевикам?

На эти и многие другие актуальные вопросы мы попросили ответить руководителя всей российской сети магазинов «Пятерочка» Дмитрия Гусева, который недавно побывал в Нижнем Новгороде.

Местные должны соблюдать условия

— Дмитрий Юрьевич, как складываются ваши отношения с нижегородскими производителями? Доходит ли до полок ваших магазинов их продукция?

— Несмотря на то, что мы являемся федеральной компанией, понимаем, что каждый отдельно взятый магазин работает на локальном рынке. Поэтому вынуждены на каждом углу городского микрорайона ввязываться в конкурентную борьбу. Невозможно победить, если у тебя нет локального ассортимента, который, как правило, заслуженно пользуется спросом у покупателей. Всем известна лояльность местного населения к продукции, произведенной в их регионе. Поэтому наша сеть с удовольствием включилась в реализацию программы «Покупай нижегородское».

В наших магазинах можно найти продукцию более сотни местных производителей. Доля продаж их продукции составляет порядка 20–23 процентов в нашем товарообороте. Так что мы никому федеральный ассортимент не навязываем. С теми, кто готов идти на наши условия, кто готов гарантировать качество своей продукции, у кого все в порядке с документами, мы всегда сотрудничали и будем продолжать сотрудничать в дальнейшем.

— Беседуя с местными производителями продуктов, зачастую приходится слышать от них жалобы на то, что сетевые компании выставляют очень высокие бонусы за то, чтобы войти в сеть. Мелкие производители не могут изъять из своего оборота такие деньги, посему их товары на полках супермаркетов не могут появиться априори. Скажите, из чего складываются суммы этих бонусов?

— Мне бы не хотелось комментировать бонусную политику сетевых компаний. Это зона ответственности коммерческого департамента компании. Наше дело — предъявлять запросы, чтобы тот или иной товар был в матрице. И коммерсанты эти запросы для нас удовлетворяют. Какие условия при этом оговариваются, я не знаю.

Смерть слабого не трагедия

— Совсем скоро Россия окончательно войдет в ВТО. Нет ли в связи с этим угрозы того, что в страну хлынет дешевая, но не совсем качественная продукция, которая вытеснит с полок отечественные продукты, себестоимость производства которых значительно выше?

— Конечно, такие опасения есть. И, я думаю, для определенной группы производителей перспективы вырисовываются не самые радужные. Но если мы оглянемся на передовой опыт развития ритэйла на Западе, к которому мы непременно придем через несколько лет, то увидим, что местные производители нигде не вымерли, они успешно конкурируют с зарубежными.

Посему вопрос открытой конкуренции, которой, собственно, ВТО и способствует, — это вопрос правильного, здорового развития бизнеса. И закон капитализма (а мы, давайте признаем это, живем при капитализме) гласит, что слабый должен умереть. Если компания производит очень хороший продукт, но не умеет управлять своими издержками, то вынуждена будет уйти с рынка. В этом, считаю, нет никакой трагедии.

Не мы лоббируем эти законы

— С 2013 года российским законодательством будет запрещена продажа спиртного и табачных изделий в небольших магазинах и мини-маркетах. Безусловно, для сетей это очень выгодно. Но готовы ли они в связи с этим в разы увеличить ассортимент и количество алкоголя и хватит ли у них для этого элементарно площадей?

— Эти поправки в законе выгодны прежде всего обществу, а не сетевым компаниям, не мы лоббируем эти законы. Неправильно, когда мама дает своему сыну-школьнику деньги на завтрак, а он покупает на них пачку сигарет. В мини-маркете ему ее почти всегда продадут, в гипермаркете этого не произойдет. Процедура приобретения алкоголя и табака должна быть усложнена.

Что касается нашей подготовленности, мы уже сейчас прорабатываем эти вопросы, думаем, где будем размещать этот алкоголь, если спрос на него в наших магазинах вырастет. К тому же думаем, как нам подстроиться к новым требованиям по продаже табака. Наши специалисты ездят в командировки на Запад, в частности в Англию, изучают опыт.

Работайте под нашим брендом

— На ваш взгляд, всепоглощающее расширение федеральных сетей не приведет ли в ближайшее время к полному истреблению мелких частных магазинов и ларьков? С одной стороны, власти говорят, что надо поддерживать малый бизнес, а с другой — принимаются законы, которые ставят их на грань разорения…

— Я не вижу такого апокалиптического сценария. Существует закон о торговле, который регулирует долю 25 процентами. И в некоторых городах эта цифра для нашей сети уже достигла предела. В частности, в Санкт-Петербурге мы свои магазины не можем открывать уже несколько лет.

Опять же, давайте посмотрим на Запад. Там есть и монстры, и мелкие торговцы. И они отлично друг с другом уживаются. Просто у них отличная друг от друга бизнес-модель. Мелкие собственники могут делать то, что не можем себе позволить мы, поскольку наша модель должна иметь возможность мультиплицирования. Мы не можем индивидуально управлять каждым магазином. Наша компания будет эффективной лишь тогда, когда везде будут использоваться единые технологии.

Вопрос в другом. Предприниматель, открывающий магазинчик, должен четко для себя представлять, чем он хочет заниматься, должен экономически просчитать свои дальнейшие действия. Поверьте, у сетевиков нет желания во что бы то ни стало занять абсолютно все ниши.

У нас существует программа по развитию франчайзинга, по сути она является программой поддержки малого бизнеса. В соответствии с ней любой коммерсант, предприниматель, желающий заниматься торговлей продуктами, может получить предложение работать под нашим брендом. Его задача — управлять своим магазином, персоналом, делать это максимально эффективно и получать прибыль.

1777

Комментирование данного материала запрещено администрацией.