Человек эпохи Ренессанса

07:00 — 21.06.2012

Ирина Мухина

Человек эпохи  Ренессанса

Автор фото: Николай Бравилов

Человек эпохи Ренессанса

07:00 — 21.06.2012

Ирина Мухина

«Я провел три замечательных дня в вашей Нижегородской губернии. Побывал в Арзамасе, Сарове, посетил Дивеевский монастырь. И удивился высоким человеческим ценностям», — так говорил Иосиф Кобзон перед началом своего концерта в Нижнем Новгороде.

Творческий визит к нам — часть масштабного тура, который знаменует одновременно и полувековой юбилей служения песне, и завершение эстрадной карьеры легендарного певца. Но тревога, которая сквозила в словах гостя на пресс-конференции, связана вовсе не с темой прощания. Иосиф Давыдович постоянно возвращался к положению отечественной культуры, о котором судит еще и как законодатель. Много лет он депутат Госдумы, в ее комитете по культуре занимает ныне должность первого заместителя председателя. И главная его боль — отсутствие основополагающих законов о культуре и меценатстве.

— Культура находится на самом последнем месте в бюджете социальной сферы, — сетует И. Кобзон. — Чем это чревато? Тем, что мы можем лишиться библиотек, музеев (у вас они, к слову, замечательные!), народных художественных промыслов.

Между тем, по мнению гостя, недостающие для поддержки важной сферы средства можно найти. Пусть звезды эстрады платят налоги с тех огромных сумм, которые получают в конвертах за участие в корпоративах. Речь идет, по оценке Иосифа Давыдовича, о миллиардах рублей в год.

— Я не упрекаю своих коллег за стремление достойно заработать. Я их упрекаю за терпимое отношение к общей системе укрытия от налогов. Ведь это лишает культуру дополнительной подпитки. А поддерживать ее сегодня особенно необходимо. Духовное состояние нашего общества ужасающее. Не такая атмосфера нужна для здорового развития детей, не этот шоу-бизнес, а настоящее искусство. Россия в творческом отношении генетически богата, сколько бы ни твердили: утечка мозгов, лучшие артисты покидают страну. Да, уезжают, однако по-прежнему на крупнейших конкурсах первые места за россиянами. В принципе, у нас здоровое общество, но его захлестнула эпидемия бездуховности. Выгодна она тем, кто страну ненавидит, жаждет ее гибели. А за что? Россия всегда открывает сердце свое и просторы свои для всех страждущих…

В моем в концерте в Сарове выступила одиннадцатилетняя Катя Казеева. Она недавно пела в столице, в зале имени Чайковского, в программе «ХХI век голосами молодых». Но ни ее, ни других талантливых участников этой акции вы в эфире не услышите и не увидите. Такое творчество сегодня там «не формат». Когда я прихожу на ведущие телеканалы с просьбой хотя бы в дни школьных каникул показать фестиваль детского творчества, рассказать ребятам об истории страны, о ее уникальных природных уголках, слышу то же слово. Сегодня Россия на национальном телевидении — не формат.

Как с этим бороться? Выходить на Болотную площадь? Для меня это не метод. А вот объединить усилия — вы на своем региональном уровне, мы на своем законодательном, чтобы изменить ситуацию, — это можем и должны.

Правда, судя по тем примерам, которые привел нижегородским журналистам гость, его депутатское влияние на отношение к культуре государства и даже профессионального сообщества не очень-то эффективно. Остается еще личная миссия пропаганды качественного искусства со сцены. Чем и занимался многие десятилетия народный артист СССР.

— У меня большой репертуар — порядка трех тысяч песен. Но дело не в количестве. Я застал эпоху Ренессанса отечественной эстрады. Работал с выдающимися композиторами — Соловьев-Седой, Блантер, Френкель, Пахмутова и многие другие. Они писали музыку не «на слова», а на стихи лучших поэтов того времени — Евтушенко, Вознесенского, Рождественского, Матусовского, Ошанина. Это было золотое время песни. Понятно, что сегодня новые музыкальные формы и нужны иные исполнители, потому что время другое, страна другая. Но как же сделать так, чтобы это новое обогащало душу и радовало сердце, а не развращало и не омрачало? Не знаю…

Иосиф Кобзон прощается с главным делом своей жизни. О занятиях после ухода с эстрады говорит: «Пенсионером быть не собираюсь». Под его крылом два благотворительных фонда, опекает два детских дома, любит работать в своем избирательном округе — поселке Агинском Бурятского автономного округа. Наконец, и своим семерым внукам хотелось бы уделить больше внимания. «Лишь бы хватило здоровья и отпущенного времени», — замечает Иосиф Давыдович.

Этого нижегородские поклонники от всей души и желают певцу, который скоро отметит 75-летие. Для многих Кобзон — не только прекрасный голос и хороший вкус. Он — последний из могикан того удивительного и, очевидно, невозвратного времени, о котором сам маэстро справедливо говорит как о Ренессансе отечественной эстрады.

Бизнес я рассматриваю в качестве средства, помогающего развивать искусство. А шоу-бизнес даже как слово считаю неприличным.

Иосиф Кобзон внесен в Книгу рекордов России в качестве самого титулованного артиста страны. Например, является Почетным гражданином 29 городов, включая Москву. А недавно избран Послом по культуре Олимпийских игр в Сочи. Ему принадлежит и рекорд продолжительности концерта — с 7 вечера до 7.40 утра.

Значительные суммы певец пожертвовал в свое время на восстановление Храма Христа Спасителя, помогает другим православным приходам. В поселке Агинское поддержал восстановление буддийского дацана, приобрел в Москве дом для отпевания евреев.

1232

Комментирование данного материала запрещено администрацией.