Театр времен советской цивилизации

07:00 — 09.06.2012

Ирина Мухина

Театр времен советской цивилизации

Театр времен советской цивилизации

07:00 — 09.06.2012

Ирина Мухина

Творческий вечер доктора искусствоведения, лауреата Государственной премии России, известного телеведущего и авторитетного историка театра, ректора Школы-студии МХАТ А. М. Смелянского оказался по-своему захватывающим. Хотя жанр не предполагал ничего, кроме умного разговора человека, который явно не из рейтинговых списков раскрученных медийных суперзвезд. Но как же, оказывается, мы соскучились по такому интеллигентному общению. Почти три часа глубоко эрудированный, остроумно и точно оценивающий обстоятельства собеседник держал зал.

Как признался Анатолий Миронович журналистам за считаные минуты до выхода на сцену, у него самого есть ощущение от этой встречи с нижегородцами как момента важного лично для себя. Дело в том, что Смелянский — наш земляк. Здесь родился, и скоро исполнится 70 лет, как это произошло. В Горьком в его судьбе возникло то, что повело потом по жизни, — интерес к сценическому искусству, интерес к творчеству Булгакова. Теперь, правда, бывает в родном городе редко, Бог весть, выберется ли еще когда. И вот по приглашению О. Н. Томиной, художественного руководителя Сахаровского фестиваля, привез презентовать нижегородцам свой новый телепроект, который сам называет итоговым. А еще меньше месяца назад А. М. Смелянский получил, и уже второй раз, премию ТЭФИ в качестве лучшего сценариста за программу для канала «Культура» «Олег Табаков. В поисках радости».

Он работает во МХАТе с 1980 года, написал немало трудов и статей о прошлом и настоящем театра, издает уникальные книги, преподает. А его «телероман» завязался вроде бы случайно — по поводу создания передачи об очередном юбилее легендарного Московского Художественного. В результате открылась совершенно особая, еще одна плодотворная и яркая сторона творческой деятельности.

-То, чем я занимаюсь столько лет в эфире «Культуры», ни на каком другом канале невозможно, — констатирует Анатолий Миронович. — Трудно представить, чтобы, например, Первый канал показал 9 серий моей программы о Михаиле Чехове. Я же сделал уйму циклов. Сейчас вышел двухтомник на DVD, вместивший сотни часов вещания, — практически вся история русского театра. Англичане хотят пустить его в режиме онлайн на весь мир со своими субтитрами. Они оценили то, что рассказ об этом явлении ведет человек, который не только досконально изучил прошлое сценического искусства, но и во многих событиях участвовал самым непосредственным образом. Ведь я дружил с людьми, которые превратились ныне в исторических персонажей, — Смоктуновский, Олег Борисов, Евстигнеев. Олег Ефремов пригласил меня в Московский Художественный театр, и мы проработали вместе 20 лет. В октябре ему исполнилось бы 85, и как раз первого числа «Культура» планирует начать показ моей новой программы, имеющей подзаголовок «Театр времен Олега Ефремова».

А все ее восемь серий названы странным словом «Мхатчики», пришедшим из булгаковского дома. Еще будучи студентом Горьковского педагогического института, я взялся за курсовую работу о мало кому тогда известном писателе. Отыскал адрес его вдовы, послал ей открытку, и в начале 60-х встретился с Еленой Сергеевной. Много лет потом ездил к ней в Москву, позже написал и выпустил первую русскую книгу о Булгакове. И вот в дневнике Елены Сергеевны вычитал это жаргонное словечко, которое, оказывается, было в ходу в 30-е годы. Оно мне понравилось: сленговым «мхатчики» мхатовцы называли себя среди своих. И поскольку я тоже видел и вижу изнутри жизнь этого театра, столь важного для всего искусства России, так и озаглавил программу. Большая многочасовая история, работу над которой я почти закончил. Получилась она о стране, которой нет, о театре, которого нет, о людях, которых нет. Ностальгическая. Не в том смысле, что я тоскую по советскому прошлому, — не тоскую. Но и не могу сказать, будто та жизнь — не моя. Она часто бывала более содержательной, более свободной, чем нынешняя.

На своем творческом вечере в рамках фестивальной программы А. М. Смелянский показал одну серию проекта — «Художественное целое». Признался: обдумывая, какой же эпизод «Мхатчиков» выбрать, остановился на посвященном Евгению Евстигнееву. «Уж если ехать в Горький, то о ком же, как не о нем, горьковчанине, рассказывать». Теленовелла строится вокруг драматичной коллизии, которую не принято было публично обсуждать. Когда Олег Ефремов предложил уйти на пенсию великому лицедею, безмерно преданному этой сцене и этому худруку МХАТа, артисту Евстигнееву, живому воплощению самого идеала Актера Художественного театра. Необъяснимое в своей безжалостности решение. Автор нашел очень взвешенную интонацию рассказа о столь непростой и грустной ситуации, о жестокости сценического служения, о взаимоотношениях ярких индивидуальностей. И публика благодарно реагировала на оценки Смелянского, когда несколькими словами, деталями, фрагментами фильмов и спектаклей он так точно характеризовал и иллюстрировал особую природу мастерства самобытного и незабвенного Евгения, нашего поистине гения.

1452

Комментирование данного материала запрещено администрацией.