Сквозь границы стран и жанров

07:00 — 07.06.2012

Ирина Мухина

Красота как страшная сила

Красота как страшная сила

Автор фото: Наталья Ермакова

Сквозь границы стран и жанров

07:00 — 07.06.2012

Ирина Мухина

Определения «уникальный», «беспрецедентный» постоянно звучали 1 июня в Арсенале и в Доме Сироткина. На этих площадках торжественно открывали общую выставку, приехавшую в Нижний Новгород из Музея изобразительных искусств Нанта. Экспозиция одного из замечательных французских собраний названа «Портрет/пейзаж: границы жанра».


Уже сам по себе визит почти 60 экспонатов из иностранного музея — для приволжской столицы явление пока еще экстраординарное. А тут интерес подогрет и тем обстоятельством, что предложен не привычный показ-знакомство, но некая культурно-эстетская акция. Ее задача — продемонстрировать свершившуюся, начиная с 16 века, эволюцию двух популярнейших жанров изобразительного искусства. Задумка отличная. Для ее воплощения нантская коллекция, утверждают специалисты, идеальна. Ведь она сформирована так, что исчерпывающе полно представляет все течения и стили, включая остро актуальные.

Именно в Нижнем Новгороде состоялся дебют большого российско-французского проекта, который затем будет представлен в Москве. Как объясняют организаторы с обеих сторон, общение не должно происходить только между столицами. Провинции наших стран чрезвычайно богаты культурным достоянием, собственными традициями — пора активнее выстраивать партнерство на их уровне. Тем более что знатоки изобразительного искусства в Нанте не понаслышке знают о качестве коллекции Нижегородского государственного художественного музея. Почти 20 лет назад он предоставил для показа там имеющиеся у него произведения всемирно почитаемого русского авангарда. Ныне тоже много говорили о возможности ответного визита шедевров из Нижнего в Нант. Подчеркнули важность практики постоянного обмена на торжестве открытия французской выставки в Доме Сироткина глава нашего города О. В. Сорокин и министр культуры Нижегородской области М. М. Грошев.

Итак, иностранная экспозиция работает у нас в течение двух месяцев. В кремлевском Арсенале представлен пейзаж, в музейном особняке на Верхнее-Волжской набережной — портрет. Увидеть это стоит, хотя кто-то наверняка будет разочарован скромным представительством работ старых мастеров в прибывшей «делегации». Преобладают образцы актуального творчества второй половины ХХ века, что закономерно, поскольку инициатива показа и сама его концепция принадлежит руководству Государственного центра современного искусства (ГЦСИ в Москве). Три предшествующих блистательных века изобразительного искусства оказались на положении Золушки, потесненной новыми родственниками. Для Арсенала те — свои, а вот для нашего художественного музея… Впервые в его залах и полотно с поэтичным образом прекрасной дамы, и фотография современной особы, справляющей нужду прямо на мосту. Вот такая трансформация жанра или его деградация. Иному это пощекочет нервы. Другого заставит задуматься, что произошло с самим понятием «предмет искусства». И новыми глазами взглянуть на достояние и достоинство русской художественной традиции, яснее осознать, что нам доверено сберечь и нести миру.

Говорят участники события

Игорь Сокологорский, атташе по культуре Посольства Франции в Москве:

— «Портрет/пейзаж: границы жанра» — очень хороший русско-французский проект. И, конечно, весьма дорогой. Мы благодарим Министерство культуры Российской Федерации, которое внесло на его осуществление львиную долю средств.

Михаил Миндлин, генеральный директор ГЦСИ:

— Для России это один из первых такого рода опытов. Примечательно, что только после демонстрации в Нижнем Новгороде выставка в той же самой версии будет представлена в Москве.

Алис Флери, хранитель коллекции современного искусства Музея изобразительных искусств Нанта:

— Когда после реконструкции откроется наш музей, в 2014–2015 годах, мы хотели бы принять у себя произведения из России — в частности, из собрания Нижегородского художественного музея.

1519

Комментирование данного материала запрещено администрацией.