Правительство и общество

07:00 — 05.06.2012

Алексей Ларин

Правительство и общество

Автор фото: Фото предоставлено РОСГОССТРАХом

Правительство и общество

07:00 — 05.06.2012

Алексей Ларин

По только что назначенному правительству никак невозможно определить, на что оно способно и чем закончит, каких успехов добьется и какие неудачи потерпит. Можно, конечно, рассуждать о квалификации отдельных министров, об их успехах и неудачах на предыдущих постах, обсуждать их планы и сделанные заявления. Но это все равно не очень поможет адекватно оценить будущую работу нового правительства. Слишком много факторов будут влиять на эту работу, в том числе и независимые от правительства, и неподвластные ему. Но кое-что сделать все-таки можно уже сейчас — оценить планы нового правительства, оценить его приоритеты. И, соответственно, прикинуть перспективы развития страны на несколько ближайших лет.

Указы как суть воплощения

Тут следует исходить из презумпции искренности и здравого смысла. Отдельные персонажи, готовые подозревать руководство страны во всех смертных грехах, вполне способны объявить планы и программы нового правительства пустым очковтирательством, годным лишь для обмана избирателей и начальства. Да только ведь по этим программам чиновникам и министрам как раз и предстоит работать. Кто же будет нарочно усложнять себе жизнь, ставить заведомо недостижимые цели и составлять заведомо невыполнимые планы?!

Так что будем исходить из того, что и президент, и премьер, и министры нового правительства программы писали для того, чтобы их реализовывать. Они могут и не состояться, но теоретически все вполне реализуемы. Если работа будет вестись по уже заданным и объявленным направлениям, то и некоторые результаты можно просчитать уже сейчас.

Сразу же после инаугурации Владимир Путин подписал 13 указов, определяющих направления развития страны практически во всех сферах. По сути, это были вполне конкретные поручения новому правительству: к 2016 году ликвидировать очереди в детсады, к 2018-му — увеличить средний реальный доход граждан в полтора раза. Отдельными указами президент позаботился об экономике, демографии, ЖКХ, межнациональном согласии, модернизации оборонки, совершенствовании военной службы, социальной сфере, здравоохранении и науке. Все эти указы, по сути, воплощение предвыборных обещаний Владимира Путина, изложенных в его программных статьях и согласованных с предложениями Дмитрия Медведева.

Программная верстка бюджета

Но основной документ — это, конечно, указ о долгосрочной государственной экономполитике. Правительство должно будет обеспечить к 2020 году 25 млн современных рабочих мест. За шесть лет производительность труда должна вырасти в полтора раза, а объем инвестиций — до 27 проц. ВВП. Правительству Медведева предстоит перейти на программный метод верстки бюджета. До конца года должны быть утверждены основные программы: «Здравоохранение», «Образование», «Культура», «Социальная поддержка граждан», «Развитие науки и технологий», «Развитие транспортной системы». Через год — все остальные.

Уже к 2016 году правительство должно обеспечить выход государства из капитала компаний несырьевого сектора, за исключением оборонки и естественных монополий. А управление такими гигантами, как Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация и «Ростехнологии», Белый дом должен усовершенствовать с целью «завоевания передовых позиций в отдельных сегментах мировых рынков».

И наконец, правительству Медведева предстоит за шесть лет поднять Россию со 120-го на 20-е место в рейтинге Всемирного банка. Это как раз то, что сейчас можно назвать невозможным. Но само движение к этой цели способно произвести настоящий прорыв в самых запущенных областях экономики, связанных с госрегулированием строительного сектора, подключением к сетям, налоговым и таможенным администрированием, и прочая, и прочая, и прочая.

С задачами тянуть не стали

С реализацией поставленных целей затягивать не стали. Едва был объявлен состав нового правительства, Медведев, в свою очередь, поставил перед ним несколько конкретных первоочередных задач.

Во-первых, премьер призвал завершить и принять основной набор государственных программ по ключевым направлениям социально-экономического развития России, обращая особое внимание на демографию. Это, в сущности, уже конкретная программная разработка стратегических направлений, заданных президентом, с оценкой конкретной стоимости каждой программы. Особое выделение демографической программы указывает на ее приоритетное значение в социально-экономическом развитии страны.

Во-вторых, правительство должно подготовить бюджет РФ на 2013–15 годы с учетом новых бюджетных правил, которые будут ограничивать расходы бюджета. Здесь тоже вполне принципиальный выбор. Экономика будет стимулироваться не за счет бюджетных ассигнований и увеличения госдолга, а за счет увеличения инвестиций и повышения производительности труда.

В-третьих, Медведев поручил обеспечить последовательное увеличение заработной платы для отдельных категорий работников бюджетной сферы. Снова вполне политический выбор: сглаживание социальных противоречий, но не за счет уравнения доходов, а за счет стимулирования особо приоритетных вакансий и направлений.

В-четвертых, премьер поручил ведомствам заняться реализацией «Национальной предпринимательской инициативы», в том числе вопросами подключения к инфраструктуре, решительным шагам по улучшению инвестиционного климата в стране. Это то, что называется развитием реального сектора экономики.

В-пятых, Медведев отдал наказ правительству вплотную заняться реформированием государственной службы, в том числе вопросами проведения конкурсов на замещение государственных должностей, в том числе руководителей ведомств. Об этом много говорят уже много лет, но все как-то без толку. И все же само постоянство, с каким возвращаются к этой теме, дает надежду на хоть какие-то сдвиги в решении этого застарелого бюрократического вопроса.

В-шестых, правительство должно осуществить сделки по приватизации пакетов в контролируемых государством компаниях по новым графикам с учетом ситуации на финансовых рынках. Планы по приватизации госкомпаний остаются в силе, но задарма и задешево продавать их никто не собирается.

В-седьмых, новому правительству поручено отработать механизм взаимодействия с «открытым правительством» как в рамках экспертного совета на правительственном уровне, так и в рамках общественных советов. «У каждого министра должны быть свои общественные советы, они должны быть у всех органов государственной власти», — заявил Медведев. И обозначил тем самым стремление к большей открытости в подготовке и принятии ключевых политических и социально-экономических решений как на уровне всего правительства, так и на уровне отраслевых министерств.

Сейчас самое время

Это стремление может не реализоваться. Но те, кто желают, могут воспользоваться им. Именно сейчас для этого самое время. И если эта возможность будет упущена, то не по вине правительства, а по вине общества, не пожелавшего ею воспользоваться.

1972

Комментарии (1):

11:17 — 05.06.12, Afonsky

Прежде всего намотаем себе на ус: никакого нового правительства не существует - есть всего лишь назначение на министерские посты других людей. Прежние министры перешли в администрацию Президента - это нечто вроде прежнего Политбюро ЦК КПСС, только без галереи портретов для всеобщего обозрения и оборзения. Оттуда они будут курировать свои прежние министерства: Голикова - здравоохранение, Фурсенко - науку и образование и т.д.. Новый министр здравоохранения прямо заявила, что продолжит политику Голикивий - а как же иначе.
Одиозная фигура - министр культуры Мединский - автор многочисленных книг, вызвавших иронически-категорическую причину назвать его "кремлёвским геббельсом". Телескандалом названо и снятие с экранов фильма "4 дня в мае" за откровенную русофобию, сценарием которой послужило и написанное Мединским в его книге "Война". Патриотизм Мединского называют ещё и "расшибанием лба" - по известной пословице. Путин не знал обо всём этом? Нет? Ну и напрасно.

Комментирование данного материала запрещено администрацией.